10.03. — Новый предмет «Финансовая грамотность». Финансовая грамотность предмет


Обобщение опыта преподавания предмета "Основы Финансовой грамотности"

Ветошкина Людмила Борисовна

Учитель истории, обществознания

МБОУ СОШ №13 г. Хилок

Обобщение опыта реализации курса «Основы Финансовой Грамотности», как элемента учебного плана среднего общего образования по ФГОС.

Цель работы: обобщение опыта реализации курса «Основы финансовой грамотности», как элемента учебного плана среднего и общего образования по ФГОС.

Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, а также использования фондов денежных средств, используемых для нужд государства и обеспечения условий для расширения производства. Возникновение финансов связывают с наличием такого условия, как регулярный товарно-денежный обмен и потребность государства в привлечении дополнительных ресурсов. Не существует одного верного определения финансов, закрепленного в нормативных документах, однако, есть несколько определений понятия «финансы», единых в одном: финансы связаны с образованием, распределением и использованием денежных фондов и целью их существования является выполнение функций и задач государства. Что такое финансы с бытовой точки зрения? Если же рассматривать термин финансы с бытовой точки зрения, то в первую очередь этим понятием называются деньги – как наличные, так и безналичные. Происхождение термина «финансы» обязано французскому языку, в котором слово «финансы» имеет дословный перевод как «денежные средства». И хотя определения финансов в основном сформированы вокруг денег, сами финансы могут включать в себя и другие активы, в том числе: драгоценные камни, металлы, предприятия, недвижимость, автомобильный транспорт. Что такое финансовая грамотность? Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь. Финансово грамотные люди не живут от зарплаты до зарплаты, и берут кредиты только в тех случаях, когда уверены, что взятый кредит в перспективе принесёт прибыль. Они не поддаются панике даже в условиях экономического кризиса, поскольку имеют «резервный фонд» на случай различных форс-мажоров. К сожалению, население нашей страны финансово грамотным не назовёшь, поскольку большинство из них выросли в совершенно другую эпоху и просто не привыкли задумываться о финансовом благополучии в будущем и планировать поступления и расходы денежных средств на долгосрочной основе. Поколение российских граждан, выросшее во времена СССР, не может обучить детей и подростков всем нюансам мира финансов, ведь они сами практически ничего не знают об этой сфере деятельности.  И об этом свидетельствуют следующие факты: Практически половина жителей нашей страны хранят деньги по-старинке дома. Мы не привыкли приумножать свой капитал, а многочисленные обвалы и кризисы только укрепили недоверие к финансовым учреждениям. Более половины россиян не пользуются всевозможными финансовыми услугами, не потому, что нет такой потребности. Просто люди не понимают, как это всё работает и даже не догадываются об их существовании. Меньше половины населения России знают о системе страхования вкладов. В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Есть такое выражение – деньги любят счёт. Это означает, что надо не только считать зарплату или подсчитывать сдачу. Это учёт всех своих затрат и их планирование, даже можно сказать – планирование своей жизни, ведь в ней всё продаётся и всё покупается. Так мы понемногу подошли к обучению основам финансовой грамотности. В нашей школа предмет «Основы Финансовой Грамотности» начали преподавать в этом учебном году. Занятия походят в рамках элективного курса 1 час в неделю в 10 классе. Именно в этот возрастной период, знания о том как правильно распоряжаться своими финансами являются наиболее важными. У подростков уже появляются небольшие денежные сбережения, возможность подработать, желание накопить на что ни будь. Как никогда к стати будут знания полученные, в ходе изучения курса. Первые занятия показали, что предмет интересен для детей. Они с удовольствием включаются в работу, готовят дополнительный материал. Учебное пособие написано доступным для обывателя языком, наполнено понятиями и терминами широко используемыми сегодня. Каждое занятие проходит с включением всех учащихся в работу, так как темы актуальны и жизненны. Обучающимся предлагалось оценит свой капитал, в экономическом смысле слова, свои активы и пассивы. После прохождения тренингов (SWOT-анализ) для многих открылись новые стороны их личности, их потенциал. Некоторые задумались, что не могут оценить свои возможности, с такими учащимися проводились дополнительные консультации вместе с школьным психологом. Изучая тему «Доходы и расходы», «Семейный бюджет» учащиеся к выполнению домашних заданий стали привлекать и родителей. Оказалось и родителей заинтересовало грамотно ли они распоряжаются своими финансами, они включались в работу. Раздел «Депозиты и кредитование» был не менее интересен для учеников. Мы просмотрели несколько вэбинаров и он-лайн семинаров как правильно вкладывать деньги и брать кредиты. Приглашали специалистов Сбербанка с ознакомительной лекцией. Самым интересным для ребят стал мониторинг услуг банков Хилка, о том какие услуги они предоставляют в сфере депозитов и кредитования. Мы научились рассчитывать прибыль от депозита и платежи по кредиту в интернет калькуляции. Так же участвовали в первом туре он-лайн олимпиады по финансовой грамотности. Все эти умения, приобретенные учениками, послужат основательной базой для их финансово-грамотного будущего.

infourok.ru

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ » «Финансовая грамотность» — новый предмет российских школьников

acbbaecae

Ежегодно в расписании современных школьников вместо привычных школьных предметов появляются новые дисциплины. В экспериментальном режиме школьники пяти регионов, в частности Калининградской и Волгоградской областей, начнут изучать новый школьный предмет – «финансовая грамотность». Сейчас в этих субъектах выбирают отдельные учебные заведения, в которых будет проводиться эксперимент. Данный проект реализуется по инициативе Министерства финансов РФ, которое и предложило сделать «финансовую грамотность» обязательным предметом для школьников 1-11 классов. Изучать эту дисциплину будут ученики с 1-го по 11 классы.

В рамках курса школьников научат, в частности, планировать семейный бюджет: сначала в игровой форме, а затем при помощи лекций. Для обучения финансовой грамотности планируется провести апробацию 30 видов учебников и курсов.

«Занятия с младшими классами будут проходить в игровой форме, для старших классов предусмотрены лекции, для студентов — мультимедийные курсы, семинары и тренинги по управлению личными финансами», — поясняет Анна Зеленцова — координатор проектной группы по повышению финансовой грамотности при Минфине.

В случае успешной реализации проекта «Финансовая грамотность» будет включена в общеобразовательную программу в 2018 году. Для этого Министерству финансов придется согласовать курс с Министерством образования и науки. Представители Минобрнауки РФ сообщили, что в настоящий момент изменений в общеобразовательном стандарте нет, отказавшись от дополнительных комментариев.

По словам Зеленцовой, учить детей планированию семейного бюджета правильнее, нежели предлагать им считать, «сколько из какой трубы выливается и куда вливается».

Эксперты склоняются к мнению, что в инициативе есть рациональное начало, но пока она не проработана до конца. В частности, непонятно, как новый предмет будет вписан в образовательный стандарт и каким предметам предстоит поделиться с ним «часами».

«Уроки финансовой грамотности намного полезнее, чем ряд других предметов из действующей школьной программы. Взять хотя бы набивший оскомину многим родителям предмет под названием «Окружающий мир». Однозначно, в школьной программе много «бесполезных» часов, которые можно отдать в пользу финансовой грамотности», — заявил вице-президент банка «Стройкредит» Роман Морозов.

Однако есть одна, но довольно серьезная проблема — поиск преподавателей, способных действительно обучать детей финансовой грамотности и имеющих экономическое образование, а не просто зачитывающих им отрывки из учебников. Профессиональные финансисты заниматься такой работой бесплатно или за учительскую зарплату вряд ли пойдут, а значит, придется изыскивать средства на дополнительные выплаты.

Зеленцова сообщила, что в реализации курса будут участвовать «тьюторы» (их работу оплатят из федерального и регионального бюджета) и школьные учителя (им надбавку выплатит Минобрнауки).

Впрочем, скорее всего, роль преподавателей отведут кому-то из уже имеющихся в школах учителей. Например, преподавателям обществознания.

«А их в свою очередь самих нужно предварительно обучить, так как они не являются специалистами в финансовых вопросах. Тьютор должен быть не только хорошо подкован в вопросах экономики, но и обладать качественными педагогическими навыками — чтобы научить, заинтересовывать учащихся финансовой информацией», — отметил РоманМорозов, подчеркнув, что эти вопросы необходимо решить на федеральном уровне, иначе новые уроки превратятся в очередную профанацию.

Помимо школьников, курсы финансовой грамотности рассчитаны на студентов, людей с низким и средним доходом и получателей потребительских кредитов.

Минфин при участии Роспотребнадзора и Всемирного банка в 2010 году запустил проект по повышению финансовой грамотности населения России. Его стоимость составила 110 миллионов долларов, при этом 25 миллионов выделил Всемирный банк.

Источник

1form.ru

10.03. — Новый предмет «Финансовая грамотность»

«Финансовая грамотность» — новый предмет российских школьников

Ежегодно в расписании современных школьников вместо привычных школьных предметов появляются новые дисциплины. Так в 2013 году в экспериментальном режиме школьники пяти регионов, в частности Калининградской и Волгоградской областей, начнут изучать новый школьный предмет – «финансовая грамотность». Сейчас в этих субъектах выбирают отдельные учебные заведения, в которых будет проводиться эксперимент. Данный проект реализуется по инициативе Министерства финансов РФ, которое и предложило сделать «финансовую грамотность» обязательным предметом для школьников 1-11 классов. Изучать эту дисциплину будут ученики с 1-го по 11 классы.

В рамках курса школьников научат, в частности, планировать семейный бюджет: сначала в игровой форме, а затем при помощи лекций. Для обучения финансовой грамотности планируется провести апробацию 30 видов учебников и курсов.

«Занятия с младшими классами будут проходить в игровой форме, для старших классов предусмотрены лекции, для студентов — мультимедийные курсы, семинары и тренинги по управлению личными финансами», — поясняет Анна Зеленцова — координатор проектной группы по повышению финансовой грамотности при Минфине.

В случае успешной реализации проекта «Финансовая грамотность» будет включена в общеобразовательную программу в 2018 году. Для этого Министерству финансов придется согласовать курс с Министерством образования и науки. Представители Минобрнауки РФ сообщили, что в настоящий момент изменений в общеобразовательном стандарте нет, отказавшись от дополнительных комментариев.

По словам Зеленцовой, учить детей планированию семейного бюджета правильнее, нежели предлагать им считать, «сколько из какой трубы выливается и куда вливается».

Эксперты склоняются к мнению, что в инициативе есть рациональное начало, но пока она не проработана до конца. В частности, непонятно, как новый предмет будет вписан в образовательный стандарт и каким предметам предстоит поделиться с ним «часами».

«Уроки финансовой грамотности намного полезнее, чем ряд других предметов из действующей школьной программы. Взять хотя бы набивший оскомину многим родителям предмет под названием «Окружающий мир». Однозначно, в школьной программе много «бесполезных» часов, которые можно отдать в пользу финансовой грамотности», — заявил вице-президент банка «Стройкредит» Роман Морозов.

Однако есть одна, но довольно серьезная проблема — поиск преподавателей, способных действительно обучать детей финансовой грамотности и имеющих экономическое образование, а не просто зачитывающих им отрывки из учебников. Профессиональные финансисты заниматься такой работой бесплатно или за учительскую зарплату вряд ли пойдут, а значит, придется изыскивать средства на дополнительные выплаты.

Зеленцова сообщила, что в реализации курса будут участвовать «тьюторы» (их работу оплатят из федерального и регионального бюджета) и школьные учителя (им надбавку выплатит Минобрнауки).

Впрочем, скорее всего, роль преподавателей отведут кому-то из уже имеющихся в школах учителей. Например, преподавателям обществознания.

«А их в свою очередь самих нужно предварительно обучить, так как они не являются специалистами в финансовых вопросах. Тьютор должен быть не только хорошо подкован в вопросах экономики, но и обладать качественными педагогическими навыками — чтобы научить, заинтересовывать учащихся финансовой информацией», — отметил РоманМорозов, подчеркнув, что эти вопросы необходимо решить на федеральном уровне, иначе новые уроки превратятся в очередную профанацию.

Помимо школьников, курсы финансовой грамотности рассчитаны на студентов, людей с низким и средним доходом и получателей потребительских кредитов.

Минфин при участии Роспотребнадзора и Всемирного банка в 2010 году запустил проект по повышению финансовой грамотности населения России. Его стоимость составила 110 миллионов долларов, при этом 25 миллионов выделил Всемирный банк.

Дополнительная информация здесь: http://www.lawmix.ru/state/38

u4eba.net