1. Дефляционная политика – это метод ограничения денежного спроса с помощью бюджетных, налоговых и денежно-кредитных инструментов. Дефляционная финансовая политика это


Дефляционная финансовая политика – это … система мер по регулированию общегосударственных финансов и денежной политики с целью повышения

8. Финансовый контроль – это …совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результатаконтроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов, с применением особых форм и методов его организации (*ответ к тесту*) одна из стадий управления финансамисовокупность действий по проверке денежных ресурсов9. В качестве объектов управления выступают …разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных фондов и их использованием субъектами хозяйствования, государством, гражданами (*ответ к тесту*) финансы граждан, финансы коммерческих организаций, государственные и муниципальные финансыденежные фонды организацийразнообразные виды бюджетных отношений10. Дефляционная финансовая политика – это …система мер по регулированию общегосударственных финансов и денежной политики с целью повышения деловой активности и ускорения экономического ростасистема мер по регулированию общегосударственных финансов и денежной политики с целью снижения деловой активности и замедления экономического роста (*ответ к тесту*) специальная деятельность, осуществляемая в целях повышения благосостояния народаспециальная деятельность государственных органов власти11. Субъектами общегосударственного контроля являются:Счетная палата РФ (*ответ к тесту*) Министерство финансов РФ (*ответ к тесту*) ФНС РФ (*ответ к тесту*) Федеральная таможенная служба (*ответ к тесту*) Федеральная служба налоговой полицииконтрольно-ревизионная служба министерств и ведомств12. Бюджетная политика – это …комплекс юридических, экономических, организационных мер по обеспечению устойчивости денежного обращения, финансового рынка страны через управление эмиссией, регулирование инфляции, курса национальной валюты и т.д.комплекс юридических, экономических, организационных мер по составлению бюджета, регулированию бюджетного процесса, управлению дефицитом бюджета (*ответ к тесту*) комплекс экономических мер по управлению финансовыми ресурсамикомплекс мер по обеспечению оптимальной доходной политики

www.soloby.ru

ДЕФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА - это... Что такое ДЕФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА?

 ДЕФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА - совокупность регулирующих мероприятий правительства в области государственных финансов и денежно-кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса посредством ограничения некоторых видов деловой активности, что может вести к замедлению экономического роста.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.

  • ДЕФЛЯТОР
  • ДЕФЛЯЦИОННЫЙ РАЗРЫВ

Смотреть что такое "ДЕФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА" в других словарях:

  • ДЕФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА — совокупность регулирующих мероприятий правительства в области государственных финансов и денежно кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса посредством ограничения некоторых видов деловой активности, что …   Экономический словарь

  • дефляционная политика —    совокупность регулирующих мероприятий правительства в области государственных финансов и денежно кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса посредством ограничения некоторых видов деловой активности,… …   Словарь экономических терминов

  • ПОЛИТИКА ДЕФЛЯЦИОННАЯ — (см. ДЕФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Политика Дефляционная — См. Инфляция Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Политика цен и доходов — PRICES AND INCOMES POLICY Государственные мероприятия по регулированию инфляции с целью сдерживания роста заработной платы и цен. Политика цен и доходов отличается от дефляционной денежно кредитной и фискальной политики, которая является… …   Словарь-справочник по экономике

  • ПОЛИТИКА, ДЕФЛЯЦИОННАЯ — совокупность регулирующих мероприятий правительства в области государственных финансов и денежно кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса посредством снижения деловой активности и замедления… …   Большой экономический словарь

  • ПОЛИТИКА ДЕФЛЯЦИОННАЯ — (deflationary policy) система мероприятий в финансовой и денежно кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление экономики путем снижения деловой активности и замедления экономического роста …   Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

  • Антиинфляционная политика — (Anti inflationary policy) Определение антиинфляционной политики государства Информация об определении антиинфляционной политики государства, методы и особенности антиинфляционной политики Содержание Содержание Определение термина Причины… …   Энциклопедия инвестора

  • Инфляция — (Inflation) Инфляция это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности Общая информация об инфляции, виды инфляции, в чем состоит экономическая сущность, причины и последствия инфляции, показатели и индекс инфляции, как… …   Энциклопедия инвестора

  • Эмиссия — (Emission) Эмиссия это выпуск в обращение денег и ценных бумаг Общее понятие эмиссии, денежная эмиссия, эмиссия ценных бумаг, связь эмиссии и инфляции Содержание >>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

dic.academic.ru

2. Виды и типы финансовой политики.

Для того, чтобы лучше уяснить содержание, задачи и требования к финансовой политике и разделить сферы финансовых отношений, исходя их сущности и содержания, следует различать как самостоятельные составные части финансовой политики: налоговую политику, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политики.

Налоговая политика как неотъемлемая часть финансовой политики реализует интерес государства. ЕЕ главное назначение состоит в изъятии части ВВП на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующую функции. Первая реализуется посредствам изъятия доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда; вторая выражается через экономические рычаги воздействия на усиление мотивов к труду, экономное расходование денежных ресурсов, финансовую поддержку рыночных реформ, влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его.

Бюджетно-финансовая политика как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Расходы бюджета тесно связаны с его доходами. Активна роль государства в осуществлении экономических и социальных преобразований обуславливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов.

При реализации бюджетной политики государство определяет:

  • Источники формирования доходов ГБ;

  • Приоритетные направления расходов бюджета;

  • Допустимые пределы разбалансированности бюджета;

  • Источники финансирования бюджетного дефицита;

  • Принципы взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

В свою очередь, в составе бюджетно-финансовой политики приобретает относительную самостоятельность инвестиционная политика, политика управления государственным долгом, политика межбюджетных отношений (взаимоотношений федерализма). Сочетание данных факторов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему управления, которая соответствует потребностям экономики.

Под денежно-кредитной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы, обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи), через упреждающее повышение или понижение НБ ставки рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ценных бумаг.

В денежно-кредитной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика. Целевыми ориентирами денежно-кредитной политики являются: повышение роли банковского кредита в стимулировании заинтересованности хозяйствующих субъектов в эффективном использовании заемных средств; более гибкий подход к предоставлению кредита, формированию банковских резервов, формированию денежного рынка; сокращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный; конвертируемость белорусского рубля; реорганизация сберегательного и страхового дела.

Таким образом, финансовая политика на нынешнем этапе характеризуется качественно новыми подходами к функционированию хозяйства с учетом перехода к рыночным условиям хозяйствования, реформы цен, оплаты труда, налоговой и кредитной систем, направленных на формирование нового финансового механизма.

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций в т.ч. и в международных финансовых организациях. Особенно большое значение в настоящее время приобретает финансовая политика таких международных финансовых организаций, как МВФ, МБРБ, ЕБРР и др.

Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

По длительности действия финансовая политика государства подразделяется на текущую и долговременную.

Текущая финансовая политика заключается в оперативном регулировании финансового рынка и его звеньев, в обеспечении нормального функционирования финансового механизма, в поддержке сбалансированного равновесия между звеньями финансовой системы.

Долговременная финансовая политика направлена на решение крупномасштабных задач, требующих больших затрат времени и капитала. Она действует продолжительный период времени и обычно ведет к кардинальным изменениям в финансовой системе и в финансовом механизме.

По способам и приемам регулирования финансовых отношений и связей внутри финансовой системы, финансовую политику можно разделить на дефляционную и рефляционную.

Дефляционная политика представляет собой систему мер регулирования общегосударственных финансов и денежной политики с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса посредством снижения деловой активности и замедления экономического роста. Дефляционная финансовая политика проводится путем увеличения налогов при одновременном снижении уровня государственных расходов, сохранении эмиссии денег, повышении учетной ставки.

Рефляционная финансовая политика – это система мер по регулированию общегосударственных финансов и денежной политики с целью повышения деловой активности и ускорения экономического роста. Рефляционная финансовая политика проводится путем увеличения государственных расходов, снижения налогов, снижения процентных ставок.

Содержание финансовой политики, ее основное направление зависит от уровня развития науки о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации финансовой политики, то есть конкретных форм организации кредитных отношений.

Основные направления в теории финансов по вопросу о роли государства в развитии капиталистического общества в 20-м столетии определялись классиками буржуазной политэкономии А. Смитом (1723-1780) и Д. Рикардо (1772-1823) и английским экономистом Дж. Кейнсом (1883-1946) и их последователями.

  1. Суть концепции основоположников классической концепции политэкономии А. Смита и Д. Рикардо сводилась к невмешательству государства в экономику, сохранению свободной конкуренции, отведению главной роли в регулировании хозяйственной жизни общества рыночным механизмам. Следуя этим принципам, финансовая политика до конца 20-ых годов XX столетия направлялась на ограничение государственных расходов и налогов и на обеспечение равновесного ( сбалансированного) бюджета государств. В соответствии с этими целями организация финансовых отношений обеспечивала реализацию функций государства через финансирование из бюджета в основном расходов военных, управленческих и расходов по обслуживанию и погашению государственного долга. Доходы бюджета формировались в основном за счет косвенных налогов.

  2. В конце 20-ых г.г. XX в. Возобладала кейнсианская теоретическая концепция, обосновывавшая необходимость усиления роли государства в развитии экономики. Через вмешательство и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса. Основным инструментом реализации такой финансовой политики являлись государственные расходы, направленные на создание новых рабочих мест, что способствовало решению сразу нескольких задач: повышение занятости населения снижение безработицы, рост предпринимательской деятельности и формирование дополнительного спроса, увеличение НД, а значит, и большая возможность финансирования социальных нужд.

Вмешательство государства вело к росту расходов ГБ и поэтому оно одновременно сопровождалось финансовыми мерами, направленными на обеспечение необходимого роста государственных доходов. Основным источником увеличения доходов стал подоходный налог, при исчислении которого применялись прогрессивные ставки обложения. Такая система налогов повышала роль государства в повышении НД.

По существу различие между этими двумя теоретическими концепциями в финансовом аспекте сводилось к различной оценке бюджетного дефицита. Если первая концепция исходила из необходимости формирования и исполнения бездефицитного бюджета, то вторая концепция допускала возможность бюджетного дефицита и более того отводила бюджетному дефициту активную роль в стимулировании экономического роста.

И действительно в 30-60-х гг. XX в. Так называемая кейнсианская финансовая политика в западных странах доказала свою эффективность. По мере расширения вмешательства государства в экономику и усиления регулирующей функции государства усложнялась организация финансовых отношений. Политика дефицитного финансирования государственных расходов предопределяла развитие государственного кредита. Более широкое привлечение долгосрочных и среднесрочных займов приводит к развитию рынка ссудных капиталов и превращению его во второй по значимости источник формирования финансовых ресурсов государства. В результате еще более усиливается роль финансов в перераспределении НД.

3. В 70-ых гг. особенности финансовой политики определяются неоклассическим направлением экономической теории. Эта концепция не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень вмешательства его в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, ибо это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы ГБ, но и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. В результате расширялась сфера воздействия государства и усиливалась его роль в переливе капитала, что влияло на структурную перестройку и на социальные факторы развития.

В настоящее время финансовая политика развитых капиталистических государств находится под воздействием современных теорий, фактически представляющих собой конвергенцию двух систем регулирования, и отдельные государства используют различные элементы как кейнсианской, так и неокейнсианской систем государственного регулирования.

4. В Советском Союзе в последующем и во всех странах социалистической ориентации финансовая политика формировалась под воздействием теоретических концепций К. Маркса и В.Л. Ленина. Марксистско – ленинская теория о сущности и функциях государства предопределяла главный принцип финансовой политики советского государства – финансовую централизацию.

Финансовая централизация, предусматривающая не только концентрацию подавляющей части финансовых ресурсов в распоряжении государства, но и монополию государства в организации финансовых отношений, стала необходимой, так как функции государства расширились настолько, что основными из них стали хозяйственно-организационная и культурно-воспитательная.

Финансовая централизация выражается и в том, что государство непосредственно и монопольно стало регламентировать ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитных отношений. Таким образом, все стоимостные элементы системы управления фактически объединялись в одну административно-командную систему управления производственным процессом.

Она была достаточно эффективной, так как не смотря на чрезвычайно трудную финансовую ситуацию, доставшуюся в наследство от царской России, Гражданскую войну, иностранную военную интервенцию, Советскому государству удалось создать достаточно мощный экономический потенциал перед войной с фашистской Германией, победить в этой войне и в сравнительно короткий срок восстановит разрушенное войной народное хозяйство.

В послевоенные годы финансовая политика Советского государства была направлена на финансовое обеспечение соревнования со странами запада, и прежде всего, с США, в гонке вооружения и развитии космоса..

Перенос – отставание в развитии потребительского рынка – вот причина отрицательной оценки эффективности финансовой политики советского государства в послевоенный период.

Государственная финансовая политика – понятие многоплановое. И если в целом ее сфера определяется параметрами участия государства в управлении экономической и социальной сферой, исходя из господствующих на отдельных исторических этапах развития общества теоретических концепций, дифференциация ее по элементам стоимостных отношений зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отбельных ее звеньев.

studfiles.net

ДЕФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА - это... Что такое ДЕФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА?

 ДЕФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ДЕФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

совокупность регулирующих мероприятий правительства в области государственных финансов и денежно-кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса посредством ограничения некоторых видов деловой активности, что может вести к замедлению экономического роста.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.

Экономический словарь. 2000.

  • ДЕФЛЯТОР
  • ДЕФЛЯЦИЯ

Смотреть что такое "ДЕФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА" в других словарях:

  • ДЕФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА — совокупность регулирующих мероприятий правительства в области государственных финансов и денежно кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса посредством ограничения некоторых видов деловой активности, что …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • дефляционная политика —    совокупность регулирующих мероприятий правительства в области государственных финансов и денежно кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса посредством ограничения некоторых видов деловой активности,… …   Словарь экономических терминов

  • ПОЛИТИКА ДЕФЛЯЦИОННАЯ — (см. ДЕФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Политика Дефляционная — См. Инфляция Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Политика цен и доходов — PRICES AND INCOMES POLICY Государственные мероприятия по регулированию инфляции с целью сдерживания роста заработной платы и цен. Политика цен и доходов отличается от дефляционной денежно кредитной и фискальной политики, которая является… …   Словарь-справочник по экономике

  • ПОЛИТИКА, ДЕФЛЯЦИОННАЯ — совокупность регулирующих мероприятий правительства в области государственных финансов и денежно кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса посредством снижения деловой активности и замедления… …   Большой экономический словарь

  • ПОЛИТИКА ДЕФЛЯЦИОННАЯ — (deflationary policy) система мероприятий в финансовой и денежно кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление экономики путем снижения деловой активности и замедления экономического роста …   Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

  • Антиинфляционная политика — (Anti inflationary policy) Определение антиинфляционной политики государства Информация об определении антиинфляционной политики государства, методы и особенности антиинфляционной политики Содержание Содержание Определение термина Причины… …   Энциклопедия инвестора

  • Инфляция — (Inflation) Инфляция это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности Общая информация об инфляции, виды инфляции, в чем состоит экономическая сущность, причины и последствия инфляции, показатели и индекс инфляции, как… …   Энциклопедия инвестора

  • Эмиссия — (Emission) Эмиссия это выпуск в обращение денег и ценных бумаг Общее понятие эмиссии, денежная эмиссия, эмиссия ценных бумаг, связь эмиссии и инфляции Содержание >>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

dic.academic.ru

1. Дефляционная политика – это метод ограничения денежного спроса с помощью бюджетных, налоговых и денежно-кредитных инструментов

1.1. Бюджетные и налоговые способы

Для преодоления дефицита бюджета убавляются расходы в первую очередь непроизводительного характера (т.е. социальные расходы). Для ограничения величины обращающихся денег повышаются ставки прямых налогов. Т.о. денежная масса временно перераспределяется из обращения в бюджет, но в итоге государство все равно высвобождает привлеченные суммы обратно через финансирование своих расходов.

1.2. Денежно-кредитные меры, проводимые Центральным Банком

1.2.1. Повышение ключевой ставки %

В целях ограничения объемов банковского кредитования и денежной массы в обороте, время от времени повышается ставка ЦБ, тем самым корректируются процентные ставки по всем транзакциям банка. Некоторым коммерческим структурам дорогой кредит ЦБ становится не по карману. Таким образом, чем меньше число получателей займов из ЦБ, тем ниже скорость увеличения денег в обращении. Столкнувшись с повышением процента по кредиту Центрального Банка, коммерческие банки стремятся перенаправить его на своих клиентов.

Однако этот метод вызывает негативные реакции в сфере производства – чем дороже кредитные ресурсы, тем слабее восприимчивость к инвестированию и тем медленнее развивается экономика. Поднимая процентную ставку ЦБ может вместе с инфляцией задушить инвестиционный процесс.

1.2.2. Воздействие на норму обязательного резервирования

Помимо прочего ЦБ осуществляет контроль над ресурсами коммерческих банков при помощи границ обязательных резервов. В соответствии с нормой безусловного резервирования рассчитывается сумма денег, которую банк не может давать в кредит, а обязан некоторое время держать на собственном счете в ЦБ. В периоды инфляционной опасности ЦБ будет наращивать норму таких резервов.

При длительном использовании высокой нормы безусловных резервов утрачивает экономическое значение эмиссия денег – чем дольше применяется данная антиинфляционная политика, тем больше становится объем ресурсов коммерческих структур, зарезервированных в ЦБ, а значит, меньше смысла выпускать в обращение новые деньги, т.к. ЦБ может увеличить денежную массу, просто уменьшив норму резервирования.

ЦБ находится в постоянном контакте с правительством и поэтому располагает портфелем ценных бумаг государственного значения (т.е. облигаций). В целях уменьшения количества обращающихся денег ЦБ начинает продавать такие бумаги, в результате чего поступившие от продажи денежные средства немедленно уходят из обращения. Именно данный инструмент значительнее всего воздействует на величину денежной массы.

Антиинфляционная политика в рамках дефляционного регулирования, как правило, замедляет экономический рост и может вызвать кризисные явления.

2. Антиинфляционная политика доходов

Подразумевает одновременное контролирование цен и зарплаты путем их абсолютного замораживания, или утверждения определенных пределов роста. Такая антиинфляционная политика предполагает весьма ограниченный результат, который заключается в следующем:

  • Замораживание цен отрицательно влияет на развитие соответствующих отраслей;

  • Торможение ценового роста вызывает дефицит определенных товаров;

  • Рост цен удерживается только на определенное время, а с отменой ограничения рост цен ускоряется.

Переплетение многочисленных факторов, которые вызывают инфляцию, делает этот процесс практически необратимым, однако антиинфляционная политика и координация методов регулирования таких явлений позволяет ликвидировать наиболее критические формы проявления инфляции.

studfiles.net

2. Виды и типы финансовой политики.

Для того, чтобы лучше уяснить содержание, задачи и требования к финансовой политике и разделить сферы финансовых отношений, исходя их сущности и содержания, следует различать как самостоятельные составные части финансовой политики: налоговую политику, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политики.

Налоговая политика как неотъемлемая часть финансовой политики реализует интерес государства. ЕЕ главное назначение состоит в изъятии части ВВП на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующую функции. Первая реализуется посредствам изъятия доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда; вторая выражается через экономические рычаги воздействия на усиление мотивов к труду, экономное расходование денежных ресурсов, финансовую поддержку рыночных реформ, влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его.

Бюджетно-финансовая политика как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Расходы бюджета тесно связаны с его доходами. Активна роль государства в осуществлении экономических и социальных преобразований обуславливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов.

При реализации бюджетной политики государство определяет:

  • Источники формирования доходов ГБ;

  • Приоритетные направления расходов бюджета;

  • Допустимые пределы разбалансированности бюджета;

  • Источники финансирования бюджетного дефицита;

  • Принципы взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

В свою очередь, в составе бюджетно-финансовой политики приобретает относительную самостоятельность инвестиционная политика, политика управления государственным долгом, политика межбюджетных отношений (взаимоотношений федерализма). Сочетание данных факторов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему управления, которая соответствует потребностям экономики.

Под денежно-кредитной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы, обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи), через упреждающее повышение или понижение НБ ставки рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ценных бумаг.

В денежно-кредитной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика. Целевыми ориентирами денежно-кредитной политики являются: повышение роли банковского кредита в стимулировании заинтересованности хозяйствующих субъектов в эффективном использовании заемных средств; более гибкий подход к предоставлению кредита, формированию банковских резервов, формированию денежного рынка; сокращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный; конвертируемость белорусского рубля; реорганизация сберегательного и страхового дела.

Таким образом, финансовая политика на нынешнем этапе характеризуется качественно новыми подходами к функционированию хозяйства с учетом перехода к рыночным условиям хозяйствования, реформы цен, оплаты труда, налоговой и кредитной систем, направленных на формирование нового финансового механизма.

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций в т.ч. и в международных финансовых организациях. Особенно большое значение в настоящее время приобретает финансовая политика таких международных финансовых организаций, как МВФ, МБРБ, ЕБРР и др.

Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

По длительности действия финансовая политика государства подразделяется на текущую и долговременную.

Текущая финансовая политика заключается в оперативном регулировании финансового рынка и его звеньев, в обеспечении нормального функционирования финансового механизма, в поддержке сбалансированного равновесия между звеньями финансовой системы.

Долговременная финансовая политика направлена на решение крупномасштабных задач, требующих больших затрат времени и капитала. Она действует продолжительный период времени и обычно ведет к кардинальным изменениям в финансовой системе и в финансовом механизме.

По способам и приемам регулирования финансовых отношений и связей внутри финансовой системы, финансовую политику можно разделить на дефляционную и рефляционную.

Дефляционная политика представляет собой систему мер регулирования общегосударственных финансов и денежной политики с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса посредством снижения деловой активности и замедления экономического роста. Дефляционная финансовая политика проводится путем увеличения налогов при одновременном снижении уровня государственных расходов, сохранении эмиссии денег, повышении учетной ставки.

Рефляционная финансовая политика – это система мер по регулированию общегосударственных финансов и денежной политики с целью повышения деловой активности и ускорения экономического роста. Рефляционная финансовая политика проводится путем увеличения государственных расходов, снижения налогов, снижения процентных ставок.

Содержание финансовой политики, ее основное направление зависит от уровня развития науки о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации финансовой политики, то есть конкретных форм организации кредитных отношений.

Основные направления в теории финансов по вопросу о роли государства в развитии капиталистического общества в 20-м столетии определялись классиками буржуазной политэкономии А. Смитом (1723-1780) и Д. Рикардо (1772-1823) и английским экономистом Дж. Кейнсом (1883-1946) и их последователями.

  1. Суть концепции основоположников классической концепции политэкономии А. Смита и Д. Рикардо сводилась к невмешательству государства в экономику, сохранению свободной конкуренции, отведению главной роли в регулировании хозяйственной жизни общества рыночным механизмам. Следуя этим принципам, финансовая политика до конца 20-ых годов XX столетия направлялась на ограничение государственных расходов и налогов и на обеспечение равновесного ( сбалансированного) бюджета государств. В соответствии с этими целями организация финансовых отношений обеспечивала реализацию функций государства через финансирование из бюджета в основном расходов военных, управленческих и расходов по обслуживанию и погашению государственного долга. Доходы бюджета формировались в основном за счет косвенных налогов.

  2. В конце 20-ых г.г. XX в. Возобладала кейнсианская теоретическая концепция, обосновывавшая необходимость усиления роли государства в развитии экономики. Через вмешательство и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса. Основным инструментом реализации такой финансовой политики являлись государственные расходы, направленные на создание новых рабочих мест, что способствовало решению сразу нескольких задач: повышение занятости населения снижение безработицы, рост предпринимательской деятельности и формирование дополнительного спроса, увеличение НД, а значит, и большая возможность финансирования социальных нужд.

Вмешательство государства вело к росту расходов ГБ и поэтому оно одновременно сопровождалось финансовыми мерами, направленными на обеспечение необходимого роста государственных доходов. Основным источником увеличения доходов стал подоходный налог, при исчислении которого применялись прогрессивные ставки обложения. Такая система налогов повышала роль государства в повышении НД.

По существу различие между этими двумя теоретическими концепциями в финансовом аспекте сводилось к различной оценке бюджетного дефицита. Если первая концепция исходила из необходимости формирования и исполнения бездефицитного бюджета, то вторая концепция допускала возможность бюджетного дефицита и более того отводила бюджетному дефициту активную роль в стимулировании экономического роста.

И действительно в 30-60-х гг. XX в. Так называемая кейнсианская финансовая политика в западных странах доказала свою эффективность. По мере расширения вмешательства государства в экономику и усиления регулирующей функции государства усложнялась организация финансовых отношений. Политика дефицитного финансирования государственных расходов предопределяла развитие государственного кредита. Более широкое привлечение долгосрочных и среднесрочных займов приводит к развитию рынка ссудных капиталов и превращению его во второй по значимости источник формирования финансовых ресурсов государства. В результате еще более усиливается роль финансов в перераспределении НД.

3. В 70-ых гг. особенности финансовой политики определяются неоклассическим направлением экономической теории. Эта концепция не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень вмешательства его в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, ибо это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы ГБ, но и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. В результате расширялась сфера воздействия государства и усиливалась его роль в переливе капитала, что влияло на структурную перестройку и на социальные факторы развития.

В настоящее время финансовая политика развитых капиталистических государств находится под воздействием современных теорий, фактически представляющих собой конвергенцию двух систем регулирования, и отдельные государства используют различные элементы как кейнсианской, так и неокейнсианской систем государственного регулирования.

4. В Советском Союзе в последующем и во всех странах социалистической ориентации финансовая политика формировалась под воздействием теоретических концепций К. Маркса и В.Л. Ленина. Марксистско – ленинская теория о сущности и функциях государства предопределяла главный принцип финансовой политики советского государства – финансовую централизацию.

Финансовая централизация, предусматривающая не только концентрацию подавляющей части финансовых ресурсов в распоряжении государства, но и монополию государства в организации финансовых отношений, стала необходимой, так как функции государства расширились настолько, что основными из них стали хозяйственно-организационная и культурно-воспитательная.

Финансовая централизация выражается и в том, что государство непосредственно и монопольно стало регламентировать ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитных отношений. Таким образом, все стоимостные элементы системы управления фактически объединялись в одну административно-командную систему управления производственным процессом.

Она была достаточно эффективной, так как не смотря на чрезвычайно трудную финансовую ситуацию, доставшуюся в наследство от царской России, Гражданскую войну, иностранную военную интервенцию, Советскому государству удалось создать достаточно мощный экономический потенциал перед войной с фашистской Германией, победить в этой войне и в сравнительно короткий срок восстановит разрушенное войной народное хозяйство.

В послевоенные годы финансовая политика Советского государства была направлена на финансовое обеспечение соревнования со странами запада, и прежде всего, с США, в гонке вооружения и развитии космоса..

Перенос – отставание в развитии потребительского рынка – вот причина отрицательной оценки эффективности финансовой политики советского государства в послевоенный период.

Государственная финансовая политика – понятие многоплановое. И если в целом ее сфера определяется параметрами участия государства в управлении экономической и социальной сферой, исходя из господствующих на отдельных исторических этапах развития общества теоретических концепций, дифференциация ее по элементам стоимостных отношений зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отбельных ее звеньев.

studfiles.net

Меры борьбы с инфляцией. Что такое антиинфляционная политика и какие у нее цели- vklady-investicii.ru

 

В условиях кризиса экономики, меры снижения инфляции, которым уделяется достаточно внимания и в «мирное» время, становятся приоритетным направлением финансовой политики государства. Для начала – краткий ликбез. Инфляция – это снижение покупательской способности валюты, и, как следствие, рост потребительских цен. В 2015 году инфляция в российской экономике, по данным Росстата, составила 12,9 процента. Это ощутимо сказалось на ценах товаров и услуг. В таких условиях государство вынуждено принимать жесткие меры борьбы с инфляцией, которые называются антиинфляционной политикой. Разберемся, что это такое и выясним, как государство борется с инфляцией.

Антиинфляционная политика: формы, методы, меры и цели

Антиинфляционная политика – это, в широком смысле, комплекс мероприятий, экономических и административных механизмов, которые помогают бороться с инфляцией. В узком смысле, это государственная система антиинфляционных мер.

Антиинфляционная политика государства предусматривает следующие меры:

  • Формирование антиинфляционной стратегии
  • Разработка антиинфляционной тактики

Остановимся на каждом элементе подробнее.

Антиинфляционная стратегия не оказывает на экономику никакого мгновенного эффекта. Она направлена на то, чтобы снизить инфляцию не в данный момент, а в будущем. Главной целью такой стратегии становится снижение инфляционных ожиданий. Инструментом для решения этой задачи выступают:

  • Укрепление рыночных механизмов
  • Усиление регулирования финансовой системы государства и прироста денежной массы в экономике
  • Изменение бюджетной политики: снижение расходов и увеличение доходов государства
  • Снижение зависимости курса валюты от внешних факторов

Изображение взято с сайта fwnews.ru

Если стратегия – это не сейчас и не скоро, то с антиинфляционной тактикой ситуация обратная. Это краткосрочные меры, призванные повлиять на рынок здесь и сейчас. В зависимости от ситуации, прибегают к двум методам: резкое повышение спроса без повышения предложения, либо резкое повышение предложения без повышения спроса.

Интересно

Стратегия и тактика зависят от того, каких взглядов придерживается правительство страны. Исходя из политических воззрений выбираются приоритетные методы антиинфляционной политики. Но чтобы последняя была успешной, необходимо сочетать разные меры борьбы с инфляцией. Кроме того, на выбор властей влияют и причины возникновения роста цен.

Антиинфляционное регулирование, в основном, использует следующие методы: дефляционная политика, политика доходов и политика валютного курса. Каждый блок заслуживает отдельного рассмотрения, поэтому разберем подробнее, что они из себя представляют.

Дефляционная политика

Это метод снижения инфляции, основанный на ограничении денежного спроса. Достигается это путем через финансовые и налоговые механизмы, доступные правительству. Недостатком такой политики становится краткосрочное замедление роста экономики или вовсе ее сокращение. Дефляционная политика включает в себя:

  • Ограничение денежной массы. Правительство устанавливает лимит финансовых вливаний в экономику. При этом игнорируется текущее состояние государственного бюджета – такие действия предпринимаются, даже если он дефицитный. Главный механизм здесь – Центробанк. При резком падении курса национальной валюты он повышает ключевую ставку, что затрудняет приток новых денег в экономику. Дороже кредиты для банков – дороже и для потребителей и бизнеса.
  • Введение нормы обязательного резерва. Это сумма, которая в обязательном порядке должна находиться в активе каждого банка. Таким образом регулируется масштаб деятельности кредитных организаций.
  • Операции Центробанка с гособлигациями и другими ценными бумагами. В условиях бурного роста инфляции и стремительного взлета цен, Центральный банк непременно выходит на рынок ценных бумаг. Если его цель – снизить инфляцию, то он продает государственные облигации и таким образом снижает объем денег в экономике. Когда кризис проходит, регулятор постепенно возвращает себе распроданное.

Политика доходов

Этот пакет мер направлен на установление контроля над ростом цен и оплаты труда. Политика доходов направлена на нормализацию роста производственных издержек. Главная ее цель – стабильность цен на товары, услуги и труд. К мерам воздействия политики доходов относят:

Изображение взято с сайта freely.ru

  • Регулирование государством цен на социально значимые товары. Достигается это с помощью прямого и косвенного регулирования цен. К последнему относят субсидии, государственные закупки, борьба с монопольными сговорами, займы, пошлины на импорт и экспорт, эмбарго.
  • Добровольное регулирование роста цен. Задача государства – обеспечить диалог бизнеса и работников. Это способствует установлению реальных границ роста цен и зарплатных ожиданий. Работает такая политика и на уровне отдельных предприятий, и на государственном или отраслевом.

Политика валютного курса

Главный инструмент сдерживания инфляции, который применяют страны, зависящие от экспорта. Его цель – стабилизировать курс национальной валюты, и вернуть доверие игроков на финансовом рынке. Фиксация курса на определенном уровне или установление определенного коридора курсов обмена позволяет ограничить падения курса национальной валюты по отношению к зарубежным. При этом важно правительство играет не только с рычагами давления на экономику, но и с умами потребителей, инвесторов и игроков рынка. Его задача – убедить людей, что национальная валюта стабилизируется, и что проводимая антиинфляционная политика работает.

Институциональные меры

Антиинфляционная политика – главное, но не единственное оружие в арсенале государства. Разберемся, как еще государство борется с инфляцией. Обесценивание национальной валюты можно обуздать с помощью двух инструментов: институциональных и денежных реформ.

Институциональные методы антиинфляционной политики – это меры по созданию внутри страны комфортных условий для естественного роста экономической активности. Чем лучше работают рыночные механизмы, тем проще новому бизнесу выходить на рынок, создавать предложение и рабочие места. А увеличение предложения способствует замедлению или остановке роста цен. Чем либеральнее механизмы государственного регулирования экономики, тем эффективнее невидимая рука рынка наводит порядок в распределении местных ресурсов.

Денежная реформа – это вывод из обращения старых, обесцененных денег и ввод новой валюты, стабильность которой на первых порах поддерживается государством и обеспечивается малым ее объемом. Работают такие жесткие меры только в комбинации с другими проявлениями антиинфляционной политики.

Важно

Грамотная антиинфляционная политика – это сочетание разных методов и мер по борьбе с инфляцией. Если не выявить и не устранить причину обесценивания денег, толку от кратковременного снижения роста цен будет немного.

Итоги

Резюмируем. Инфляция – это бич экономики. С ростом инфляции, цены на товары и услуги для конечных потребителей взлетают стремительно. Это уменьшает покупательскую способность национальной валюты, а значит, – и реальные доходы населения. Если говорить кратко, то антиинфляционная политика государства – это комплекс мер по обузданию роста цен и обесценивания денег. Цели антиинфляционной политики: стабилизация курса национальной валюты, и экономической ситуации в целом. Выделяют несколько методов борьбы с инфляцией. Каждый метод имеет свои особенности и направлен на борьбу с конкретными драйверами роста цен. Но самым главным условием для сдерживания инфляции становится снижение инфляционных ожиданий населения, инвесторов и бизнеса. Кроме того, государству необходимо добиться, как минимум, сбалансированного бюджета. Программа максимум включает в себя создание задела для будущего роста экономики и доходов населения.

vklady-investicii.ru