Проект "Формирование финансовой грамотности школьников". Актуальность финансовой грамотности для школьников


Проект "Формирование финансовой грамотности школьников"

МБОУ «Холтосонская СОШ»

ПРОЕКТ

«ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ»

Руководитель: Мардоленова О.В.,

заместитель директора по воспитательной работе

2017-2018

Актуальность

Финансовое просвещение - актуальная задача современного общества. Незнание основ финансовых знаний делает человека уязвимым в сфере финансовой безопасности. Проблема особенно важна в связи с нестабильным экономическим положением, как в стране, так и в мире. Финансовая грамотность - необходимое условие социализации личности. Именно в школьном возрасте закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к социуму, финансовым отношениям, самостоятельности, уважения к себе, окружающим товарищам, своим родителям и другие ценные качества. Проект способствует формированию основ финансовой грамотности и построению собственной концепции финансовой стабильности. Полученные знания, личностные ориентиры и нормы финансового поведения, обеспечат разумное поведение в экономической среде.Данный проект предназначен для ознакомительной и просветительной работы с учащимися основной общеобразовательной школы, для укрепления знаний по финансовой грамотности.

Цели: формирование основ финансовой грамотности, представлений о личной финансовой безопасности.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с экономическими понятиями

  2. развить внимание, память, речь, логическое мышление, умения анализировать информацию;

  3. формировать навыки самостоятельности, аккуратности,ответственности в финансовых отношениях, воспитание нравственных норм.

Подготовительный этап (сентябрь 2017)

1.заседание МО классных руководителей(планирование работы на год)

Основной этап (октябрь 2017--апрель 2018)

Итоговый этап (май 2018)

  1. Подведение итогов работы

  2. Награждение учащихся

  3. Заседание МО классных руководителей (обобщение)

Ожидаемый результат:

В результате реализации проекта у школьников сформируются:

  • готовность участвовать в экономически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения знаний;

  • потребность выполнения правил экономии средств в повседневной жизни, которые становятся нормой жизни, входят в привычку;

  • устойчивое стремление беречь собственные финансы, развивается чувство ответственности и самосознания, активной жизненной позиции.

  • финансовые и экономические понятия, знания и навыки, потребность в их расширении.

infourok.ru

Организация работы по формированию финансовой грамотности у учащихся

hello_html_md21c47f.gifhello_html_1e1655fb.gifhello_html_3085e99.gifhello_html_4f6b4b04.gifhello_html_31bb2588.gifhello_html_m2f1c5e10.gifhello_html_m38fa913f.gifhello_html_ma1dfc14.gifhello_html_m5a035749.gifhello_html_a1c5fa1.gifhello_html_52376ed7.gifhello_html_54609456.gifhello_html_m4982c869.gifhello_html_m232ee5ba.gifhello_html_m14a257e3.gifhello_html_78aafc15.gifhello_html_m57804e8f.gifhello_html_488077f7.gifhello_html_m35c782a7.gifОрганизация работы по формированию у учащихся

основ финансовой грамотности

Из опыта работы

учителя обществознания

МАОУ СОШ №12 г. Калининграда

Кошелевой Лидии Алексеевны.

В ситуации экономической неопределённости очень важно помочь детям овладеть навыками финансовой грамотности, чтобы они могли принимать мудрые решения, распоряжаясь деньгами, и, следовательно, стать более уверенными, целеустремлёнными и ответственными взрослыми, которые могут внести важный вклад в организацию, где будут работать, или открыть своё дело и успешно вести бизнес, способствуя процветанию города, региона и родной страны. Это и есть одна из целей образования, одна из главных задач обществознания как предмета, направленных на социализация личности.

До сих пор в программах по обществознанию не было чёткого выделения тем, которые бы формировали у учащихся основы финансовой грамотности, хотя изучение темы «Экономика» (11 класс) и «Экономическая сфера» (6 и 8 класс) предусматривает получение определённых знаний по финансам. Но уроки по финансовой грамотности необходимо начинать раньше. В начальной школе – на классных часах или на уроках по изучению окружающего мира. В среднем и старшем звене необходимо перепланировать уроки так, чтобы выделить определённое время для получения знаний по финансовой грамотности. Если выстроить линейку для формирования у учащихся основ финансовой грамотности, то можно увидеть возможности для тематического перепланирования материала в соответствии с возрастом и примерными программами по обществознанию.

Так, в 5 классе можно предусмотреть дополнительный материал в темах «Государственная поддержка семьи», «Потребности человека» и «Человеческие интересы», добавить темы «Кто такой рачительный хозяин?», «Как строится семейное хозяйство», «Финансовая документация семейного хозяйства», ввести понятие «экономика» (умение вести домашнее хозяйство»). Главное – замотивировать детей к изучению этих тем, а значит, проводить уроки в интерактивном режиме, дающие возможность детям самим принимать решения по экономическим вопросам, помогающие им анализировать их отношение к собственности (личной, коллективной, общественной).

Например, в теме «Государственная поддержка семьи» говорим об экономических связях семьи и государства, а потом – и о связи с другими организациями и учреждениями.

На доске рисую схему (я начинаю, дети продолжают):

Магазин государство школа

Предприятие,

где работают родители семья банк

детский сад гараж больница

-Есть ли здесь экономические связи?

- Где? Поясни.

- Вывод. Взаимосвязь: государство – семья, семья – другие организации – экономическая.

Эти отношения необходимо всегда подтверждать документом (чек, квитанция и т.д.)

По теме «Рачительный хозяин» дети заполняют таблицу

«Схема эффективности владения»

Название предмета

Показатели качества владения предметом (от 0 до 5 баллов)

итог

Внешний вид

Чистота, ухоженность

Возраст предмета

Соответствие возраста внешнему виду

Книга

Плеер

телефон

Потом дети подсчитывают результаты и делают выводы о себе как о хозяине.

А дальше они оценивают себя как пользователя личного, семейного и общего имущества, заполняя таблицу.

Экономическая роль человека

Предметы пользования

Самооценка (от 1 до 5)

Пользователь

личного имущества

Школьные принадлежности, игрушки, личная одежда…

Пользователь

семейного имущества

Телевизор, холодильник, предметы мебели…

Пользователь

общего имущества

Вагоны трамвая, скамейки на улице, кабинки лифтов, школьная мебель…

Вывод: не должно быть разницы в твоём пользовании предметами личного, семейного и общего имущества. Все вещи стоят денег.

В 6 классе при изучении темы «Экономическая сфера жизни общества» необходимо ввести понятия материальные блага, экономическая деятельность и её сферы (производство, распределение, обмен и потребление), бюджет, товары и услуги, виды рынков, предложение, спрос, производитель, потребитель, деньги, труд, работодатель, работник, профессия. Причём, эти понятия, сложные для понимания 6-классника, лучше вводить через призму примеров, игровых ситуаций, работы в группах, решение задач и тестов. Например, в теме «Бюджет» говорим о дефиците бюджета. Как сократить расходы в семейном бюджете? Начать экономить. С чего начнём? Например, с хлеба. Предлагаю им выдержку из книги:

- Если в каждой семье, состоящей из 4-х человек, ежедневно будут выбрасывать 100 граммов хлеба, то в год это составит 36 кг. А учитывая всё сегодняшнее население России, за год в отходы будет отправлено почти 1,5 миллиона тонн хлеба. Чтобы выпустить такое количество хлеба, необходимы 75 элеваторов ёмкостью 20 тысяч тонн зерна каждый, 43 мельницы, 98 хлебозаводов, выпускающих 50 тонн хлеба в сутки.

-Как же нужно экономить хлеб? С чего начнём?

На доске вырисовывается схема (по ходу предложений детей):

Бережное отношение (экономное):

Нельзя выбрасывать покупать не больше, чем требуется переработка

- А что ещё можно экономить? (электричество, воду и т.д.)

Работая и составляя подобные схемы, дети самостоятельно делают вывод о возможностях сокращения расходов при умении экономить.

В 7 классе в теме «Юридические границы подросткового возраста» можно предусмотреть дополнительный материал, где раскрывались бы возможности ребёнка, способного осуществлять определённые операции с денежной массой, к бережному отношению к собственным доходам и расходам (в пределах их прав). Очень помогает в формировании основ финансовой грамотности операция «Чек», которую я провожу уже на протяжении нескольких лет. Ребята, производя те или иные операции с денежной массой, обязательно должны взять чек (не только затем, чтобы проверить правильность расчётов, но и затем, чтобы проверить, платятся ли налоги этой организацией или фирмой). Причём, учащиеся приносят чеки из магазинов, расчётные квитанции, в общем, любой финансовый документ (за 2 недели). Подсчитываем, сколько и на что было потрачено. Часто это помогает осознать правильность их расходов. А кроме того, они понимают необходимость чека.

Кроме того, в 7 классе удачно проходит урок «Моя экономия», на котором дети решают проблему карманных денег («за» и «против»). Работают в группах, каждая из групп защищает свою точку зрения. Причём, на этом уроке хорошо отрабатывается умение вести дискуссию, поскольку тема очень важна для современного подростка, поэтому работаем, соблюдая принципы свободы, уважения, коллегиальности, заинтересованности, ответственности и гуманизма.

В 8 классе в разделе «Экономическая сфера» необходимо углубить знания детей, полученные в предыдущие годы, потому что пропедевтика даёт только начальные знания, а в 8 классе учащиеся уже осмысленно разбираются в премудростях рекламы, тайнах товарных знаков и упаковок, видят связь между личными потребностями и экономическими возможностями. Здесь возможно дополнительное изучение тем, которые были бы нацелены на изучение основ потребительской культуры.

Тема «Реклама». Начинаю урок со стихотворения С. Михалкова «Как мужик корову продавал». Выясняем, что это лишь один пример влияния рекламы на потребителя, особенно школьников. Привожу данные анкетирования, проведённые накануне в 9 классах, о том, как реклама влияет конкретно на них. В ходе практической работы с рекламными проспектами, буклетами и материалом газет выясняем роль рекламы, виды рекламы, говорим о Законе «О рекламе». Особенно обращаю внимание на защиту несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы.

Очень интересно детям составлять бюджет семьи, а от бюджета семьи плавно перейти к изучению темы «Государственный бюджет», потому что в основе развития семьи и общества лежат одни и те же экономические правила и закономерности. Поэтому знания в области семейной экономики являются чрезвычайно важными для будущего как для каждого человека в отдельности, так и для государства в целом. Если ребёнок научится быть экономным в семье, то и к государственным расходам он будет относиться с пониманием.

В 9 классе темы «Право и имущественные отношения», «Потребитель и его права» важно дополнить материалами ситуационных задач, чтобы дети, опять же в ходе ролевых игр и практических занятий, смогли понять, как важно знать свои права и особенно обязанности в отношении имущества, обратить внимание детей на маркировку товаров (практическое занятие «Знаки на бирках твоей одежды») и т.д.

В 10 классе в разделе «Социализация» - обратить внимание на социальное положение человека в обществе, проблемы молодёжной безработицы, дополнить материал практическими занятиями типа «Биржа труда», составлением рейтинга профессий и т.д.

В 11 классе в разделе «Экономика» можно добавить темы, касающиеся пенсионного обеспечения в РФ, кредитной системы: «Как снизить риски при получении кредита», «Электронные деньги и умение работать с ними». Можно дать задание самостоятельно подготовить сообщение на тему «Банки и их функции», проанализировать определённые статьи исполнения государственного бюджета и увидеть роль нашего региона (обычно в анализе Министерства финансов РФ, на их сайте, даётся таблица, из которой видно, с какими показателями закончил год тот или иной регион). Очень полезно в старших классах проводить уроки, на которые приглашаются депутаты разных уровней, принимающие участие в составлении и утверждении бюджетов, работники банков, налоговой службы. Уже два года наша школа сотрудничает с ведущими банками региона. Специалисты Сбербанка объясняют тонкости кредитования, сотрудники ВТБ–24 – об ипотечном кредитовании, налоговики – о тонкостях налоговой системы и возможностях выбора налогообложения. Материалы преподносятся учащимся доступно, так же как и на консультациях. Кроме того, можно проанализировать исполнение муниципального бюджета., который раньше печатался в газете «Дворник»

C:\Users\58\Pictures\2014-12-05 фото для статьи\фото для статьи 001.jpg

Оправдывают себя и уроки с приглашением специалистов – юристов, которые помогают детям разобраться в тонкостях отношений со службами ЖКХ (договоры, написание претензионных заявлений и т.д.). Учащиеся всегда внимательно слушают, потому что совсем скоро, при выходе во взрослую жизнь, эти знания им пригодятся. Мои дети уже несколько лет участвуют в конкурсах, организуемых налоговой службой Калининграда: эссе и рисунки на тему «Куда идут налоги», стихи и сочинения на тему «Зачем платить налоги». Считаю, что это помогает детям понять необходимость платить налоги, пополняющие бюджет.

Таким образом, мы должны понимать, что формировать у школьников финансовую грамотность просто необходимо, потому что финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику. А значит, финансовая грамотность школьников – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и финансовой безопасности населения и будущих поколений граждан.

infourok.ru

Развитие финансовой грамотности

Необходимость развития финансовой грамотности россиян возникла в начале 90-х гг., когда с изменением социальной парадигмы общественной жизни в обществе начали зарождаться финансовые отношения.

Актуальность финансовых знаний

Развитие финансовой грамотности

Как выяснилось, для перехода на рыночные принципы экономики требуется не только серьезный пересмотр действовавших на тот момент законодательных актов, но и принятие многих новых законов и положений. Пока этого сделано не было, в России создались самые благоприятные условия для финансовых пирамид как результата стихийного появления рынка ценных бумаг.

Широкие слои населения, внезапно оказавшиеся в условиях дикого капитализма, баснословные доходы по ценным бумагам воспринимали не как финансовую аномалию, а как естественное для капиталистического рынка явление.

Важно отметить, что уровень доверия к имеющимся государственным регуляторам финансового сектора в силу целого ряда причин в то время был крайне низким.

Финансовая грамотность – это объемное понятие, которое включает понимание основ экономики, знания о работе участников финансовых рынков.

Развитие финансовой грамотностиВласти Евросоюза и США пришли к осознанию необходимости развития финансовой грамотности несколько раньше, чем в нашей стране. Международный опыт в рамках тесного сотрудничества бизнеса и государства вполне можно считать примером эффективного решения этой непростой проблемы.

США одними из первых начали заботиться о финансовом просвещении собственных граждан.

Политика государства

В истории известны удачные программы финансового просвещения, но не у нас в России. Программа Минфина провозглашена, но она не заметна.

А если оглянуться на двадцатилетнюю историю нашего рынка, то все время вспоминается поговорка, которую реформаторы любили повторять: «Вместо того, чтобы пытаться накормить людей рыбой, мы им лучше дадим удочку и научим ловить самим».

В этом изначальная идея рыночных реформ: экономическая самостоятельность граждан.

Но вот учить-то, и учить именно масштабно – такого вопроса не ставилось. Не было единой политики, национальной программы экономического просвещения ни в 1991 году, ни позже. Судя по всему, никто и не пытался ее продвинуть на уровне государства.

Переход 1991 года не единственный резкий переход, когда домохозяйства испытывали шок и должны были приспосабливаться к совершенно новым условиям, не имея должных знаний и навыков.

Даже в относительно спокойное время последних лет домохозяйства переживали по-настоящему революционный переход, и никто в этот период особенно не позаботился о снабжении их новыми навыками и знаниями.

Имеется в виду массовая экспансия потребительского кредита, страхования, которая для многих экономически активных граждан создала ситуацию перехода на принципиально иную модель ведения хозяйства, необходимость планировать доходы и расходы при гораздо большем временном горизонте.

Стимулирование разумного потребления – одна из главных задач для современных российских финансовых организаций.

Но этого требуется серьезная работа с населением в области его просвещения о возможностях эффективного управления личным бюджетом.

В то же время стоит опасаться иной крайности, обратной накоплению, – легкомысленного потребления.

Активное стимулирование в развитых странах потребительского бума обернулось катастрофой – люди начали жить не по средствам.

Развитие финансовой грамотностиСледовательно, Для детей и юношества, по сути, является гарантом здорового общества и защитой от подобных катаклизмов впредь.

Многие люди «влезают» в потребительские кредиты, в ипотеку, не занимаясь долгосрочным планированием своих расходов-доходов, не умея оценивать риски. И что с ними будет в условиях кризиса, как эти люди будут себя вести в условиях финансовой нестабильности, трудно предсказать.

Кроме того, для рядового гражданина профессиональное финансовое консультирование практически недоступно, как и услуги дорогого адвоката и профессиональное юридическое консультирование.

Одна из немаловажных проблем развития финансовой грамотности – решения, которые принимаются экономическими ведомствами, непонятны большинству граждан; они комментируются лишь в расчете на профессионалов.

Ну и наконец, один из вызовов, который касается не только 90-х годов, но и нынешних лет – это недобросовестная реклама финансовых услуг. Удивительную вещь подтверждают социологические опросы: несмотря на провозглашаемый гражданами высокий уровень недоверия финансовым институтам и постоянные воспоминания про 1998 год – этот уровень недоверия сочетается с высокой доверчивостью к финансовой рекламе.

Роль населения в развитии финансовой грамотности нельзя недооценивать.

Без активной осознанной поддержки населением финансовых инициатив властей и представителей бизнеса большинство проектов не может быть в полной мере реализовано.

За последние годы западная экономическая модель прошлого века претерпела кардинальные изменения. Без потребления не было бы современного общества в том виде, в котором мы его знаем.

Этот достаточно радикальный переход не сопровождался какой – либо специальной массовой программой финансового просвещения.

И вот сейчас программа повышения финансовой грамотности населения действует, как антикризисная: домохозяйства, во многом вошедшие в новую модель с использованием кредита, вынуждены приспосабливаться еще и к финансовой нестабильности.

Главный принцип развития финансовой грамотности в том, что нельзя навязать экономические знания сверху вниз, абстрактно, или в виде рекламы, или в виде пропаганды каких-то финансовых инструментов.

Идея состоит в том, чтобы идти от практических жизненных запросов домохозяйств и пытаться решать повседневные проблемы, с которыми сталкиваются обычные люди, давая ответы на те вопросы, которые возникают у них.

profin.top