Кому принадлежит Центральный Банк РФ и кто им управляет. Центральный банк сша


О центральном банке США

Сегодня большинство американских студентов даже не знают, что такое центральный банк, не говоря уже о понимании того, что битва между центральными банками является одним из самых важных вопросов в истории США.

Правда заключается в том, что эта страна была создана в разгар конфликта по поводу налогообложения и контроля над нашими деньгами. Центральный банк играл ключевую роль почти во всех войнах, где Америка принимала участие. Президентов, оказывавших сопротивление руководству центральных банков, убивали, в то время как остальные позорно прогибались согласно их требованиям. Наш нынешний центральный банк называется Федеральным резервом, и он примерно такой же «федеральный», как служба Federal Express. Правда в том, что это частная финансовая организация, призванная заманить американской правительство в бесконечно растущую спираль долга, откуда нет спасения. Федеральный резерв вызвал Великую депрессию, и Федеральный же резерв находится в сердце нынешнего экономического кризиса. Ничего из этого сегодня не рассказывают студентам американских учебных заведений.

В 2010 году юным американцам преподносят облагороженную версию американской истории, которая не имеет смысла. И как это бывает со многими вещами, если хотите знать, что случилось на самом деле, просто смотрите, кому это выгодно.

Вот 41 факт об истории центральных банков в Соединенных Штатах, которые следует знать каждому:

В результате Семилетней войны с Францией Король Англии Георг III (George III) оказался по уши в долгах перед центральным банком Англии.

Для увеличения доходов Король Георг попытался обложить высокими налогами колонии в Америке.

В 1763 году Банк Англии спросил Бенджамина Франклина (Benjamin Franklin), как колониям удается процветать, и он ответил следующее: «Очень просто. В колониях мы выпускаем собственные деньги. Они называются Colonial Script. Мы выпускаем их в достаточном количестве в соответствии с потребностями торговли и промышленности, чтобы их продукты легко доходили от производителя к потребителю. Таким образом, создав собственные бумажные деньги, мы контролируем их покупательную способность, и никому не должны выплачивать проценты».

Законом о валюте 1764 года американским колонистам предписывалось прекратить печатать собственные деньги. Colonial script (деньги, которыми на тот момент пользовались колонисты) подлежали обмену на «банкноты» Банка Англии по курсу 2:1.

Позднее в своей автобиографии Бенджамин Франклин объяснял, как этот обмен валюты повлиял на колонии:

«За один год условия настолько изменились, что эпоха процветания закончилась, а началась депрессия такого масштаба, что улицы Колоний заполнили безработные».

По сути, Бенджамин Франклин недвусмысленно утверждал в своей автобиографии, что первой причиной войны за независимость была возможность выпускать валюту:

«Колонии терпимо отнеслись бы к небольшому налогу на чай и другим проблемам, если бы Англия не лишила бы их собственных денег, что стало причиной безработицы и неудовлетворенности. Невозможность для колонистов получить право на выпуск собственных денег из рук Георга III и международных банкиров была первой причиной войны за независимость».

Гувернер Моррис (Gouverneur Morris), один из авторов Конституции США, в 1878 году мрачно предупреждал нас, что мы не должны позволить банкирам поработить нас:

«Богачи попытаются установить свое господство и поработить остальных. Они всегда так делали. И всегда будут…

Здесь они добьются того же, что и везде, если мы властью правительства не удержим их в соответствующих рамках».

К сожалению, те, кто предупреждал об опасностях центрального банка, не одержали верх. После неудачной попытки создать центральный банк в 1780-х в 1791 году был основан Первый банк Соединенных Штатов. Александр Гамильтон (Alexander Hamilton) (находившийся в близких отношениях с семьей банкиров – Ротшильдов (Rothschild)) заключил сделку, по условиям которой он поддерживал перенос столицы страны в Вашингтон, Округ Колумбия, в обмен на помощь южан в создании центрального банка.

Джордж Вашингтон (George Washington) подписал закон об учреждении Первого банка Соединенных штатов 25 апреля 1791 года. Ему выдали лицензию на 20 лет.

За первые пять лет существования Первого банка правительство США взяло у него взаймы $8,2 млн, а цены выросли на 72%.

Противники центрального банка были недовольны. В 1798 году Томас Джефферсон (Thomas Jefferson) заявил следующее: «Я бы хотел, чтобы к нашей Конституции добавилась одна-единственная поправка, лишающая федеральное правительство возможности брать кредиты».

В 1811 году лицензию Первого банка Соединенных Штатов не продлили.

Год спустя началась война 1812 года. Британцы и американцы снова воевали.

В 1814 году британцы захватили и сожгли Вашингтон, но американцы, в конечном счете, одержали ключевые победы в Нью-Йорке и Новом Орлеане.

Гентский договор, официально завершавший войну, был ратифицирован американским Сенатом 16 февраля 1815 года, а британским – 18 февраля 1815 года.

В 1816 году был создан еще один центральный банк – Второй банк Соединенных Штатов — получивший 20-летнюю лицензию.

Эндрю Джексон (Andrew Jackson), ставший президентом в 1828 году, намеревался покончить с властью банкиров над Соединенными Штатами.

По сути, слоганом повторной избирательной кампании Эндрю Джексона в 1832 году был: «ДЖЕКСОН И НИКАКОГО БАНКА!»

10 июля 1832 года президент Джексон так высказался об опасности центрального банка:

«Премию правительства получат не наши собственные граждане. Более восьми миллионов акций этого банка находятся в руках иностранцев… разве банк, который по своей природе так мало связан с нашей страной, не опасен для нашей свободы и независимости?… Контролировать нашу валюту, получать наши общественные деньги и удерживать тысячи граждан в подчинении… может быть страшнее и опаснее военной силы врага».

В 1835 году президент Джексон полностью погасил государственный долг США. Он является единственным президентом США, которому это удалось.

Президент Джексон наложил вето на попытку возобновить лицензию Второго банка Соединенных Штатов в 1836 году.

Ричард Лоуренс (Richard Lawrence) пытался застрелить Эндрю Джексона, но тот выжил. Лоуренс сказал, что его надоумили «богачи в Европе».

Гражданская война была еще одной возможностью для европейских банкиров «наложить лапы» на Америку. В общем-то, говорят, чтоАвраам Линкольн (Abraham Lincoln) действительно обратился к банковским кругам Ротшильда в Европе в попытке получить финансирование военно-экономической деятельности. Ротшильды якобы требовали очень высокие процентные ставки, и Линкольн не стал их платить.

Вместо этого Линкольн протолкнул Закон  о законных средствах платежа 1862 года. Согласно этому закону правительство США выпустило свободных от долга денег на сумму $449 338 902.

Эти свободные деньги были известны как «зеленые» из-за использовавшихся для них зеленых чернил.

Европейские банкиры были недовольны. Следующее высказывание появилось в 1865 году в лондонской«Times»:

«Если эта вредная финансовая политика, которая берет начало в Северной Америке, получит распространение, тогда правительство будет предоставлять собственные деньги бесплатно. Оно выплатит все долги и будет жить без них. У него будут необходимые средства на ведение торговли. Оно будет процветать так, как этого не бывало еще в мировой истории. Мозги и капитал всех стран перетечет в Северную Америку. Эту страну нужно уничтожить, или она уничтожит все монархии на планете».

14 апреля 1865 года Авраам Линкольн был убит Джоном Уилксом Бутом (John Wilkes Booth).

После Гражданской войны все деньги в Соединенных Штатах создавались банкирами, скупавшими американские правительственные облигации в обмен на кредитные билеты. Джеймс Гарфилд (James A. Garfield) стал президентом в 1881 году, и он был ярым противником могущества банков. В 1881 году он заявил следующее:

«Тот, кто контролирует объем денег в нашей стране, является абсолютным хозяином промышленности и торговли… и когда понимаешь, что всей системой очень легко управляют, так или иначе, несколько влиятельных людей наверху, не нужно объяснять, откуда берутся периоды инфляции и депрессии».

Примерно две недели спустя президента Гарфилда застрелил Чарльз Гуито (Charles J. Guiteau) 2 июля 1881 года. 19 сентября 1881 года он умер от медицинских осложнений.

В 1906 году американский фондовый рынок побил все возможные рекорды. Однако в марте 1907 года рынок США полностью рухнул. Говорят, что ответственность за это лежит на нью-йоркских банкирах. Кроме того, в 1907 году J.P. Morgan распускал слухи о банкротстве крупного нью-йоркского банка. Это вызвало массовый набег вкладчиков на банки. Банки, в свою очередь, начали отзывать все свои займы. Паника 1907 года привела к расследованию Конгресса, который пришел к выводу о необходимости центрального банка, чтобы подобной паники никогда больше не было.

Потратив несколько лет, международные банкиры, наконец, получили свой центральный банк в 1913 году. Конгресс проголосовал за Закон о Федеральном резерве 22 декабря 1913 года между 1:30 и 4:30 утра. Значительная часть Конгресса в это время либо спала, либо уже находилась  дома со своими семьями, отмечая праздники. Президент, подписавший закон о создании Федерального резерва, Вудро Вильсон (Woodrow Wilson), позднее высказывался в духе сожаления о решении, когда писал следующее:

«Великая индустриальная страна контролируется своей кредитной системой. Наша кредитная система концентрируется в частных руках. Поэтому рост государства и вся его деятельность находится в руках нескольких человек… Мы оказались ужасно управляемым, одним из наиболее контролируемых и подавляемых правительств в цивилизованном мире – мы больше не правительство, действующее в соответствии со свободным мнением, убеждением и голосу большинства, но правительство, действующее в соответствии с мнением и по принуждению мелких групп влиятельных людей».

В период с 1921 по 1929 год Федеральный резерв увеличил денежную базу США на 62%. Это время известно как «бурные 20-е». Кроме того, за это время очень широкое распространение получили маржинальные кредиты с большой долей заемных средств. В октябре 1929 года Нью-йоркские банкиры начали массово отзывать эти маржинальные займы. Это вызывало первый обвал на фондовом рынке, запустивший Великую депрессию. Вместо увеличения денежной базы в ответ на этот кризис Федеральный резерв по-настоящему сжал ее. Сообщалось, что в период с 1929 по 1933 годы денежная база США уменьшилась на 8 миллиардов долларов. В те дни это была огромная сумма денег. Больше трети банков обанкротились. Нью-йоркские банкиры смогли скупить другие банки и разнообразные активы за бесценок. Но учат ли этому сегодняшних американских студентов? Конечно, нет. На самом деле, редкий студент сегодня способен хотя бы адекватно объяснить, что такое центральный банк. Мы потеряли такую большую часть важной для нас истории. А вы, наверное, знаете поговорку – те, кто забывают историю, обречены на ее повторение.

www.fbacs.com

Центральный банк США - Федеральная Резервная Система

Предтечи Федерального Резерва

Центральный банк США - Федеральная Резервная Система (ФРC) - был создан намного позднее, чем центральные банки иных стран Запада. Самым старым из центральных банков является шведский Riksbank, который был основан в 1668 году.Банк Англии был основан в 1694 году, Наполеон Бонапарт создал Banque de France в 1800 году. ФРС появилась только в 1913 году, причем процесс ее создания долгое время был окутан покровом тайны.

В США и ранее действовали структуры, фактически выполнявшие подобные функции. Первым учреждением такого рода в 1791 году стал First Bank of the United States. First Bank ("Первый Банк") базировался во временной столице США - Филадельфии и был создан по предложению известного политика Александра ГамильтонаAlexander Hamilton, чтобы решить проблему огромного государственного долга, образовавшегося в результате Войны за Независимость и для создания национальной валюты США.

Уильям ГрейдерWilliam Greider, автор книги "Секреты Храма"Secrets of the Temple, посвященной истории Федеральной Резервной Системы, отмечает, что сама идея создания подобного органа вызвала немало споров. К примеру, госсекретарь США Томас ДжефферсонThomas Jefferson считал, что образование такого учреждения противоречит Конституции, поскольку государство не имеет права вести бизнес и, таким образом, нарушает традиционные законы о собственности и свободе предпринимательства. Гамильтон, в свою очередь, считал данное учреждение эффективным средством для решения государственных задач.

First Bank должен был проработать 20 лет, за которые требовалось создать надежную финансовую систему, государственный золотой резерв, обеспечить стабильность банковской деятельности и эмитировать национальную валюту США. First Bank был частично государственным, однако большая часть его активов принадлежала частным лицам и компаниям. First Bank в 1811 году прекратил свою деятельность после того, как Конгресс отказался продлить мандат на его существование. Основной причиной этого были подозрения, что банк действовал прежде всего в личных интересах акционеров, а не в интересах государства.

Однако ситуация в стране не улучшилась. Алан МелтцерAlan Meltzer, автор книги "История Федерального Резерва"A History of the Federal Reserve, подчеркивает, что в ту пору банковская и кредитная деятельность не регулировалась, многие банки самостоятельно печатали долларовые банкноты, за количеством, качеством и курсами которых никто не следил, в одних районах США ощущался переизбыток денег, а в других - недостаток и т.д. Централизация финансов была очевидна очень многим, однако американцы продолжали испытывать предубеждение к подобным структурам, считая, что они, в первую очередь предназначены для обмана населения и обогащения власть имущих (европейский опыт того времени давал много поводов для появления подобных подозрений).

В 1816 году функции центробанка были переданы Second Bank of the United States ("Второй Банк"). Этот шаг был сделан в надежде хоть как-то стабилизировать доллар. Second Bank так же, как и First Bank, был создан на 20 лет и принадлежал, в основном, частным инвесторам (американское государство тогда страдало от хронического дефицита бюджета) и тоже был ультрацентрализованным учреждением. Тогдашний президент США Эндрю ДжексонAndrew Jackson назвал это учреждение "концентрацией власти в руках небольшой группы людей, не несущих ответственности перед народом".

Second Bank действительно стал скандальным предприятием. Председатель банка Уильям ДжонсWilliam Jones, близкий друг президента Джеймса МэдисонаJames Madison, уделял основное внимание политике, пренебрегая финансовой стабилизацией. Джонс выдавал "политические" кредиты и не требовал их погашения. Деятельность филиалов банка не поддавались контролю, в результате чего вся банковская система США оказалась в ситуации полнейшего хаоса.

В то время Соединенные Штаты переживали экономический бум. Европа, обессиленная наполеоновскими войнами, крайне нуждалась в поставках американского зерна. В этот период спекуляции, связанные с куплей-продажей земельных участков, всячески поощрялись финансовыми институтами страны. Дело дошло до того, что практически каждый желающий мог получить банковскую ссуду и начать спекулировать землей. Тем не менее, в 1818 году управляющие Second Bank осознали, что переборщили с кредитами и внезапно потребовали у заемщиков возврата средств. В итоге, объемы купли-продажи земли резко сократились. В свою очередь, Европа, восстановившая сельское хозяйство, сократила экспорт американского зерна. Все это стало причиной "Паники 1819 года" - фактически первым серьезным финансовым кризисом в истории США.

К 1836 году, по истечении 20-летнего срока, Second Bank прекратил свое существование, после чего наступила эра полной банковской свободы - в США просто отсутствовала организация, выполнявшая функции Центрального Банка. В период с 1862 по 1913 год за проведение государственной финансовой политики отвечали уполномоченные частные банки, а Конгресс США пытался издавать законы, которые, зачастую, лишь ухудшали ситуацию. 30 Августа 2009 Washington ProFile

Рождение ФРС

Местом рождения Федеральной Резервной Системы США стал остров Джекил, расположенный в штате Джорджия. В 1886 году группа миллионеров купила этот остров и превратила его в закрытый клуб, где было модно проводить зимы. В 1900 году на острове отдыхали семьи, в руках которых была сосредоточена шестая часть денег планеты - Асторы, Вандербильты, Морганы, Пулитцеры, Гулды и другие.

Показательно, что попасть на остров Джекил могли только люди, входившие в состав клуба. Клубмены отказались допустить на свой курорт молодого британского офицера из очень родовитой семьи Уинстона ЧерчилляWinston Churchill (будущий премьер-министр Великобритании) и известного политика, будущего президента США Уильяма МаккинлиWilliam McKinley.

На пике популярности острова Джекил в США начались дебаты о создании системы централизованного управления финансовой деятельностью. Причиной этого стали четыре крупных финансовые кризиса, потрясшие США в период с 1873 по 1907 годы. Американцы тогда крайне негативно относились к самой идее создания центрального банка. Аналогичные структуры в Европе действовали неэффективно и даже деструктивно. Кроме того, европейские центральные банки позволяли правительствам практически бесконтрольно тратить бюджетные средства.

Через год после кризиса 1907 года (принято считать, что его "организатором" был один из "курортников" Джон МорганJ.P.Morgan), Конгрессом США была создана Национальная Денежная КомиссияNational Monetary Commission, которая должна была выяснить причину нестабильности банковской системы США.

Историк Дон АлленDon Allen, автор книги "Директора Федерального Резерва: Исследование Корпоративного и Банковского Влияния"Federal Reserve Directors: A Study of Corporate and Banking Influence, пишет, что в 1910 году была создана другая группа, в которую вошли руководители крупнейших корпораций и банков США. Они тайно встречались на острове Джекил, где и разрабатывали концепцию органа, который должен был превратиться в Федеральную Резервную Систему. Известно даже имя человека, который создал концепцию центрального банка США - Пол ВарбургPaul Warburg, высокопоставленный руководитель банка Kuhn, Loeb and Co, член "клана Ротшильдов".

Варбург предложил простой план. Во-первых, центральный банк не должен был называться "центральным банком", поскольку американцы негативно относятся к передаче рычагов управления финансами одной госструктуре. Во-вторых, центральный банк должен контролироваться Конгрессом, однако большинство его управляющих должно назначаться частными банками, которые также будут владеть его акциями. В-третьих, была предложена система, согласно которой в США образовывался не один, а целых 12 федеральных банков. Помимо всего прочего, причиной было желание не создать впечатления, что центральный банк контролируется "акулами Уолл-Стрита", точнее финансовыми королями Нью-Йорка. Учитывались также значительные размеры территории США и наличие бесчисленного количества частных банков, действовавших практически бесконтрольно.

В 1912 году Национальная Денежная Комиссия опубликовала доклад, в котором рекомендовалось создать в США центральный банк. Эдвард ГриффинEdward Griffin, автор книги "Творение Острова Джекил"The Creature from Jekyll Island: A second look at the Federal Reserve отмечает, что большинство ее рекомендаций было основано на идеях Варбурга. В 1913 году Конгресс США принял Закон Оуэна-ГлассаOwen-Glass Act, иначе называемый Законом о Федеральной Резервной СистемеFederal Reserve Act, согласно которому и была создана Федеральная Резервная Система. Закон был подписан президентом Вудро ВильсономWoodrow Wilson 23 декабря 1913 года и немедленно вступил в силу. Показательно, что Федеральный Резервный Банк Нью-Йорка - города, где была сконцентрирована львиная доля капитала США - получил определенные преференции.

Впоследствии были приняты и иные законы, регулировавшие деятельность ФРС, например, Закон о Банковской ДеятельностиBanking Act (1935 год), Закон о ЗанятостиEmployment Act (1946 год), Закон о Банковских ХолдингахBank Holding Company Act ( 1956 год), Закон о Международной Банковской ДеятельностиInternational Banking Act и Закон о Полной Занятости и Сбалансированном РостеFull Employment and Balanced Growth Act (1978 год), Закон о Дерегуляции Депозитарных Учреждений и Денежного КонтроляDepository Institutions Deregulation and Monetary Control Act (1980 год), Закон о Реформе Финансовых Учреждений и о Восстановлении их ДеятельностиFinancial Institutions Reform, Recovery, and Enforcement Act (1989 год), Закон о Совершенствовании Деятельности Федеральной Корпорации Страхования ДепозитовFederal Deposit Insurance Corporation Improvement Act (1991 год) и т.д..

Клуб на острове Джекил был закрыт в 1942 году. Пятью годами спустя остров приобрел штат Джорджия. Ныне это туристический объект - в одном из старых отелей до сих пор показывают две комнаты, носящие название Federal Reserve. 30 Августа 2009 Washington ProFile

Структура ФРС

Федеральная Резервная Система - парадоксальная структура. Несмотря на то, что она является государственной организацией, де-факто, ее собственниками являются частные лица.

ФРС состоит из трех частей: центрального Совета УправляющихBoard of Governors который находится в Вашингтоне, 12-ти Федеральных Резервных Банков, разбросанных по США, и Комитета по Операциям на Открытом РынкеFederal Open Market Committee.

Федеральные банки

В техническом смысле, каждый из 12-ти федеральных резервных банков является не государственной организаций, а корпорацией (эти банки находятся в крупных городах - Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Кливленде, Ричмонде, Атланте, Чикаго, Сент-Луисе, Миннеаполисе, Канзас-Сити, Далласе иСан-Франциско). Их акционерами являются обычные коммерческие банки. Данная система существует с момента образования ФРС в 1913 году и, как указано в соответствующем законеFederal Reserve Act, призвана обеспечить "гибкость и мощь национальной финансовой системы". Всем банкам, ведшим операции на всей территории США, было предписано присоединиться к ФРС, локальные банки могли сделать то же самое по своей инициативе. Это было сделано для того, чтобы центральный банк не стал "башней из слоновой кости", в котором работают исключительно чиновники, решающие свои личные задачи, не обращая внимания на реальную ситуацию в стране.

В свою очередь, это постоянно порождает слухи о том, что центральный банк США находится в руках и под фактическим управлением частных лиц, имеющих свои личные материальные интересы (например, эту теорию доказывает Мюррей РотбардMurray Rothbard, автор книги "Дело Против ФРС"The Case Against the Fed). Тем не менее, существуют значительные различия между коммерческими и федеральными резервными банками. Федеральные Резервные Банки проводят операции, не имея целью получение прибыли. Коммерческие банки-акционеры, в отличии от обычных пайщиков, получают весьма незначительные дивиденды (не более 6% годовых) от деятельности федеральных резервных банков, а основной доход получает государство. Фактически эти дивиденды являются платой за использование финансовых активов коммерческих банков. Дело в том, что законодательство США предусматривает, что банки обязаны создавать резервные фонды, которые они в большинстве случаев держат именно в федеральных резервных банках, которые, в свою очередь, могут использовать их при проведении своих операций. Коммерческие банки-акционеры также не имеют права голоса при принятии решений федеральными банками, их паи нельзя продавать и использовать в качестве залога.

В 1982 году в апелляционном суде рассматривалось прецедентное дело - частное лицо потребовало у одного из Федеральных Резервных Банков возмещения убытков, нанесенных ему государством. Суд вынес следующий вердикт: "Федеральные резервные банки - не государственные структуры, а независимые корпорации, принадлежащие частным лицам и контролируемые на местном уровне. Федеральные резервные банки были созданы для выполнения ряда государственных задач".

Ныне, на волне глобального финансового кризиса, в США вновь усилились позиции политиков, которые предлагают упразднить частно-государственную форму ФРС, превратив ее в полноценный государственный банк. Кроме этого предлагается уменьшить автономию этой структуры, переведя ее в подчинение Министерства Финансов. Однако до реальных шагов в этом направлении дело пока не дошло.

Совет Управляющих

Совет Управляющих состоит из семи членов (губернаторов), которые назначаются Президентом США и утверждаются Сенатом СШАUS Senate на 14 лет без права назначения на второй срок (исключением является ситуация, когда губернатор заменил своего предшественника и не отбыл 14-ти летний срок, тогда он может быть вновь номинирован на эту должность). При этом в случае, если все губернаторы полностью отработали свой срок, президент США может номинировать лишь две новые кандидатуры (если президент переизбран, он может выбрать еще двух кандидатов в губернаторы). Это правило действует, чтобы исключить шанс того, что президент назначит в Совет Управляющих исключительно своих сторонников, что позволит ему оказывать воздействие на ФРС. Однако на практике многие губернаторы оставляют свою работу в ФРС до истечения 14-ти летнего срока, а многие президенты номинировали больше двух губернаторов. Срок полномочий губернаторов всегда истекает 31 января. По закону, губернаторы должны представлять "финансовые, сельскохозяйственные, промышленные и коммерческие интересы, а также все регионы страны".

Территория США разделена на четыре региона, в каждом из которых оперируют федеральные резервные банки. В первый регион входят Бостон, Филадельфия и Ричмонд. Во вторую группу включены Кливленд и Чикаго, в третью - Атланта, Сент-Луис и Даллас, в четвертую -Миннеаполис, Канзас-Сити и Сан-Франциско. Каждый регион может делегировать в губернаторы не более одного своего представителя.

С момента своего назначения на должность члены Совета Управляющих ФРС обладают такой же свободой действий, как члены Верховного Суда СШАSupreme Court. После вступления в должность они не могут быть уволены по причине того, что их воззрения не совпадают с мнением иных губернаторов или чиновников. Это правило было введено, чтобы полностью обезопасить ФРС от внешнего влияния и исключить воздействие политических мотивов на решения губернаторов. Губернаторы работают в постоянном взаимодействии с Администрацией США. Они часто выступают с отчетами перед Конгрессом.

"Лицом" ФРС является Председатель Совета Управляющих, который и несет ответственность за деятельность всей системы. Председатель Совета Управляющих и вице-председатель могут занимать эту должность четыре года. Президент США выбирает их из числа губернаторов, номинация должна быть одобрена Сенатом. Любопытно, что многие руководители Федеральной Резервной Системы занимали эти посты больше, чем 14 лет. Глава Совета Управляющих ФРС время от времени встречается с Президентом США и Министром Финансов. Председатель Совета Управляющих ФРС также имеет ряд обязательств на международном уровне, в частности, является альтернатом члена Совета Управляющих от США в Международном Валютном ФондеInternational Monetary Fund и членом делегации США на саммитах "Большой Восьмерки".

Совет Управляющих ФРС публикует детальную статистическую информацию о своей деятельности, а также об общей экономической ситуации в стране в ежеквартальном выпуске "Бюллетеня Федерального Резерва"Federal Reserve Bulletin, ежемесячном издании "Статистическое Приложение"Statistical Supplement и т.д.

Комитет по Операциям

В руководство Комитета по Операциям на Открытом Рынке входит 12 человек, в том числе: семь членов Совета Управляющих ФРС, президент Федерального Резервного Банка Нью-Йорка, который является постоянным членом Комитета, а также четыре президента остальных 11-ти Федеральных Резервных Банков, которые сменяют друг друга раз в год. Четыре президента федеральных банков избираются по одному в год из каждой из четырех групп банков, которые распределены по регионам. Члены Комитета проводят восемь встреч в год, на которых обсуждается финансово-экономическая ситуация в стране, определяются цели и основная стратегия монетарной политики, анализируется ситуация с ценовой стабильностью и экономическим ростом страны. 30 Августа 2009 Washington ProFile

Короли ФРС

Федеральная Резервная Система США была создана 92 года назад. За это время сменилось 14 ее руководителей. Большинство из них руководили финансовой системой США не более 2- 3-х лет.

К примеру, Чарльз ХэмлинCharles Hamlin - первый глава ФРС, отработал на этом посту с 10 августа 1914 года по 9 августа 1916-го. Однако в истории ФРС были личности, которые оказали огромное влияние на развитие финансовой системы США и всего мира. Марринер ЭкклсMarriner Eccles (возглавлял ФРС с 1934 по 1948 год), который перестроил финансовую систему США на военный лад, участвовал в подготовке знаменитого Бреттон-Вудского соглашения, которое сделало доллар главной мировой валютой, а также стал одним из создателей Международного Валютного ФондаInternational Monetary Fund и Всемирного БанкаWorld Bank.

Уильям Макчесни МартинWilliam McChesney Martin возглавлял ФРС рекордные 19 лет - с 1951 по 1970 год. В 1938 году Макчесни Мартин стал первым президентом Нью-йоркской Фондовой БиржиNew York Stock Exchange, который получал зарплату за свою работу. Этот финансист был яростным борцом с инфляцией, благодаря его усилиям, экономика США выдержала крупномасштабные войны в Корее и Вьетнаме, а также гонку вооружений с СССР. В годы работы Макчесни Мартина биржевой индекс Доу-ДжонсаDow Jones вырос на 200%. Макчесни Мартин доказывал, что современная экономика более не может существовать отдельно от политики, поэтому политики обязаны учитывать экономические аспекты в своей деятельности.

За последние четверть века в Федеральной Резервной Системе США сменилось четыре руководителя. В 1970-1978 годы этот пост занимал Артур БернсArthur Frank Burns (1904-1987). Он родился на территории современной Западной Украины и в 10-летнем возрасте эмигрировал в США. Бернс получил высшее образование и научную степень в Колумбийском УниверситетеColumbia University, где впоследствии долго преподавал, параллельно проводя научные исследования в сфере бизнес-циклов. Впоследствии Бернс возглавил Национальное Бюро Экономических Исследований и стал главой Консультативного Совета по Экономике при Президенте США (аналогичный путь прошли два последних директора ФРС - Ален ГринспенAlen Grinspen и Бен БернанкеBen Bernanke). Бернс не достиг особо выдающихся успехов на своем поприще. Экономика США переживала тяжелые времена - за время его работы на посту главы ФРС потребительские цены выросли на 72%, инфляция галопировала. Бернс должен был также обеспечивать потребности вооруженных сил США, которые воевали во Вьетнаме, а потом финансировать крупномасштабные социальные программы. После ухода в отставку, он был назначен послом США в ФРГ.

На смену Бернсу пришел Уильям МиллерG. William Miller, который возглавлял ФРС чуть больше года (март 1978- август 1979), после чего стал Министром Финансов. В отличие от других руководителей ФРС, Миллер не получил экономического образования. Сперва он закончил Академию Береговой Охраны СШАCoast Guard Academy, получив диплом инженера. Впоследствии в Университете БерклиUniversity of California, Berkeley он получил диплом юриста. Миллер начал работать в юридических фирмах, впоследствии проявил незаурядные способности менеджера и возглавил крупную корпорацию Textron. После этого Миллер стал весьма заметной фигурой в среде американских промышленников, был избран на высокие посты в различные промышленные ассоциации, а с 1963 года стал советником президента США по вопросам промышленности. Миллера считали яростным борцом с инфляцией, которая, как он считал, разрушительно действует на промышленность. Однако на посту главы ФРС он пробыл недолго и поэтому результаты его политики оценить сложно.

Следующим главой ФРС стал Пол ВолкерPaul Volcker, который в 2004 году был приглашен ООН, чтобы разобраться с ситуацией вокруг скандальной программы торговли с Ираком "Нефть в обмен на продовольствие". Центральным банком США Волкер управлял с 1979 по 1987 год. Он получил образование в Принстоне, Гарварде и Лондонской Школе Экономики. С 1969 по 1974 год Волкер был заместителем Министра Финансов США, он занимался международными денежными отношениями. В 1971 году он стал могильщиком идеи своего предшественника в ФРС - Чарльза Хэмлина: во многом, благодаря усилиям Волкера, была уничтожена привязка курса доллара к золоту, и Бреттон-Вудская система прекратила свое существование. В 1975-1979 годы Волкер управлял Федеральным Резервным Банком Нью-Йорка, после чего стал у руля всей ФРС. В качестве главного банкира США, Волкер проявил себя очень удачно. Он обуздал инфляцию, при нем экономика США вышла из кризиса, в стране снизился уровень безработицы. Биржевой индекс Доу-Джонса в годы правления Волкера вырос на 225%.

Федеральная Резервная Система США всегда играла важную роль в экономике страны и мира. Однако под руководством Алана ГринспенаAlan Greenspan ее значение выросло поистине до глобальных размеров. Самого Гринспена начали называть "Королем Аланом" и подлинным правителем США. Гринспен, сторонник Республиканской партии, был назначен на свой пост в 1987 году президентом-республиканцем Рональдом РейганомRonald Reagan. Он сохранил свою должность при республиканце Джордже Буше-старшемGeorge H. W. Bush, при демократе Билле КлинтонеBill Clinton (дважды) и при Джордже Буше-младшем. В итоге, Алан Гринспен управлял ФРС почти 18 лет. Гринспен приобрел статус, напоминающий статус звезд поп-культуры и фактически превратился в наиболее влиятельного финансиста планеты. Почти два десятилетия курсы акций и ценных бумаг зависели от доверия инвесторов лично к Гринспену. Гринспен относительно редко выступал перед публикой, однако каждое сказанное им слово оказывало огромное влияние на мировые рынки. В 1996 году Гринспен произнес фразу "иррациональное изобилие". Поводом для произнесения этой фразы стало достижение биржевым индексом Dow Jones уровня 6400 пунктов. После ремарки Dow Jones немедленно опустился на 2% (японский биржевой индекс Nikkei упал на 3.5%). В 1998 году Гринспен назвал США "оазисом благосостояния", после чего курсы акций прыгнули. Известна еще одна знаменитая фраза Гринспена: "Если вам кажется, что я выразился ясно, значит, вы меня неправильно поняли". Туманные фразы Гринспена приобрели такое значение, что появились специалисты по расшифровке его посланий, наподобие специалистов по пророчествам Нострадамуса.

Гринспен блестяще закончил экономический факультет Университета Нью-ЙоркаNew York University и занимал высокие посты в таких корпорациях, как Alcoa, Automatic Data Processing, Capital Cities/ABC, General Foods, J.P. Morgan & Co., Mobil Corporation и т.д. В 1974-1977 годы он возглавлял Консультативный Совет по Экономике при Президенте США. 2 июня 1987 года Гринспен был номинирован на пост главы ФРС. Немедленно после этого финансовые рынки США охватила паника - курсы акций установили пятилетний рекорд падения. Участники рынка считали, что Гринспен будет больше заниматься политикой, чем экономикой. Через два месяца после вступления в должность, в США начался финансовый кризис. Однако впоследствии американская экономика оправилась и в 1990-е годы продемонстрировала рекордные темпы роста - это, как и глобальный экономический кризис, начавшийся в США, связывают с именем Гринспена. После начала финансового обвала Гринспен изменил своей традиции молчания и активно начал давать интервью, объясняя, что ни он лично, ни ФРС в происходящем крахе не виновны.

С самым большим финансовым кризисом со времен Великой Депресии вынужден был бороться сменившийГринспена Бен БернанкеBen Bernanke. Бернанке с отличием закончил Гарвардский УниверситетHarvard University, позже получил степень Ph.D.(примерный аналог - "кандидат наук") в Массачусетском Технологическом ИнститутеMassachusetts Institute of Technology. После этого он преподавал в СтэндфордскомStanford и ПринстонскомPrinceton университетах, а также в Лондонской Школе ЭкономикиLondon School of Economics. Бернанке опубликовал три учебника по макроэкономике. Кроме того, он возглавлял Программу Монетарной Экономики в Национальном Бюро Экономических ИсследованийMonetary Economics Program of the National Bureau of Economic Research и был редактором журнала "Американское Экономическое Ревю"American Economic Review. С 2002 года он был одним из губернаторов ФРС, после чего перешел в Администрацию Президента на должность главы Консультативного Совета по Экономике.

Любопытно, что он считается одним из наиболее интересных исследователей Великой Депрессии - беспрецедентного экономического кризиса, поразившего США в 1920-е-1930-е годы (книга Бернанке была опубликована в 2005 году и называется "Эссе о Великой Депрессии"Essays on the Great Depression). В книге Бернанке утверждал, что в условиях экономического кризиса главная задача любого правительства - недопущение страданий населения. Насколько успешно он справится с этой задачей в нынешних условиях, можно будет судить позже. Пока же президент барак ОбамаBarack Obama вновь предложил назначить Бернанке главой ФРС. 30 Августа 2009 Washington ProFile

Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

www.zakon.kz

ЦБ России — это филиал ФРС США

Валентин Катасонов: ЦБ России - это филиал ФРС США

В ходе традиционной беседы ведущего и заместителя главного телеканала "Царьград" Юрия Пронько с экономистом, руководителем Русского экономического клуба имени Шарапова Валентином Катасоновым эксперты обсудили американскую ФРС - частную структуру, контролирующую глобальную финансовую политику

Юрий Пронько: Я предлагаю предметно проанализировать структуру, которая называется "Федеральная резервная система США" - орган, который имеет колоссальное влияние на мировую экономику. Как появилась на свет эта частная организация, которая, по сути, регулирует глобальные мировые процессы? Кто стоит за ними? И правы ли те, кто утверждает, что подобную систему хотят создать крупнейшие российские банки во главе с ЦБ России к 2024 году?

Валентин Катасонов: Собственно, ФРС появилась в конце 1913 года. Хозяева денег, ростовщики, а на тот момент это были европейские ростовщики, в Америке класс ростовщиков еще не сложился, думали, каким образом им поставить под контроль свою заокеанскую территорию под названием "США". Попыток создания Центрального банка было предпринято более чем достаточно.

Первая попытка была предпринята еще в конце XVIII века. В то время европейским ростовщикам очень большое содействие оказал американский министр финансов Александр Гамильтон, который считается сегодня героем Америки, но, в общем-то, он был масоном и старался, как только мог, создать Центральный банк. Но у него не получилось. Потом была попытка в начале XIX века создать так называемый Первый банк США - конгресс выдал лицензию, которая была отработана за несколько лет и не возобновлена.

Третья попытка - это 20-30-е годы XX века, Второй банк США. Тогда на политическом небосклоне Америки появился такой деятель, как Эндрю Джексон, который впоследствии стал американским президентом. Он прямо заявил, что никакого Центрального банка в США не будет, потому что иначе США как свободная страна исчезнут. Лозунг тогда был предельно простой: или Эндрю Джексон и никакого Центрального банка, или Центральный банк и никакого Эндрю Джексона. И президент выиграл, правда, в него несколько раз стреляли, хозяева денег жестко мстили за подобного рода противодействия.

Ю. П.: Когда вы говорите про Джексона, у меня возникает вопрос: если в США нет своего Центробанка, то кто тогда является эмитентом, выпускает денежную эмиссию?

В. К.: В "доисторические времена" Америки этим занимались банки, которые выпускали либо металлические деньги, либо банкноты, обеспеченные золотом. Естественно, что были разные деньги и были какие-то меняльные конторы, которые обеспечивали эквивалентность и сопоставимость этих валют, использовался и такой метод, как выпуск казначейских денег. Казначейские деньги, в отличие от банковских денег, долго не создают. Америка в этом смысле дала хороший пример другим странам.

Когда началась война между Севером и Югом в 60-е годы XIX века, у Авраама Линкольна деньги стали кончаться, он обратился к европейским банкирам, ну а для банкиров, как вы знаете, любая война - это именины сердца, потому что во время войны деньги не считают и на процентные ставки не смотрят. Но европейские банки заломили такие процентные ставки, что американский президент Авраам Линкольн сказал: "Нет, на таких условиях мы кредиты не возьмем!" И у него родилась дерзкая мысль: "Мы будем имитировать доллары, используя печатный станок казначейства, выпуская казначейские билеты. Собственно говоря, сейчас говорят "баксы" - green backs - это как раз те самые зеленые "спинки", которые появились во время Авраама Линкольна. И это были не банкноты, заметьте, а казначейские билеты, которые позволяли гражданам - физическим и юридическим лицам - выполнять свои обязательства перед государством: они платили налоги с помощью этих самых баксов. Ну а государство, соответственно, использовало эти же самые казначейские билеты, для того чтобы оплачивать армию и какие-то госзакупки - эта система нормально работала.

Конечно же, это всполошило хозяев денег очень сильно - прецедент! Ну вы понимаете, что если Джексон остался жив и умер в собственной постели, то Линкольну повезло меньше - его убили.

Очень похоже на убийство Джона Кеннеди в Далласе в 1963 году. Американский президент дал команду печатать казначейские билеты. Это был фактически подрыв монополии Федерального резерва. Он успел эмитировать несколько миллиардов долларов казначейских билетов, обеспеченных, между прочим, серебряным запасом, который находился в подвалах американского казначейства. Это был, конечно, дерзкий вызов хозяевам денег.

Они не простили, нет. Президент США посягнул на монополию Центрального банка, в данном случае ФРС.

Я бы хотел сказать еще два слова о том, как создавалась ФРС. В 1913 году был образован институт, который назвали "Федеральная резервная система США". Многие американцы не поняли сути того, что, собственно, было создано. Если бы учредили Central Bank of USA, было бы все понятно, а здесь федеральная система. Раз федеральная, значит, государственная. Но это на самом деле частная контора! То есть очевидная подмена понятий! Резервная: раз резервная, подумали наиболее пытливые, значит, какие-то накопления в ней есть, если что-то где-то обвалится, то она спасет падающие банки. Ну и, наконец, система. Наиболее пытливые докопались, что это не просто ФРС, а система, состоящая из двенадцати федеральных резервных банков. Вы знаете, формально - по закону - они равны, но среди равных есть особо равные, и самым равным из этих особо равных является Федеральный резервный банк Нью-Йорка, на который приходится 50% всех активов и пассивов банков, входящих в ФРС. Плюс к этому ФРБ Нью-Йорка является единственным из 12 банков ФРС, который имеет право осуществлять международные финансовые операции.

Ю. П.: Но кто контролирует эту систему? Кто стоит за тем же ФРБ Нью-Йорка?

В. К.: Нужно смотреть акционеров, которые входят в состав ФРБ. На протяжении десятков лет эксперты пытались выяснить, кто контролирует ФРБ Нью-Йорка, много разных конспирологических теорий выдвигалось на этот счет. Но в 1913 году, когда была создана эта система, люди как-то были более приличными и посчитали, что все-таки надо огласить список главных акционеров. И ими на тот момент оказались европейские Ротшильды, в списке был и Морган, и где-то в самом конце его Рокфеллер.

Сейчас расстановка сил поменялась, есть много косвенных признаков того, что Ротшильды ослабили свои позиции в ФРС, и одним из косвенных признаков этого можно считать переход от Бреттон-Вудской системы к Ямайской: худо-бедно, но все-таки существовал золотой стандарт. Да, это был золотодолларовый стандарт, но там, где золото, там Ротшильды. А здесь появился бумажно-долларовый стандарт, и это семейство сильно подвинули...

Ю. П.: Как вы относитесь к прогнозам, что ЦБ в России к 2024 году попытается сделать аналог ФРС?

В. К.: Я не думаю, что хозяева денег позволят сделать что-то аналогичное в России. Нынешнее положение вещей их вполне устраивает. Зачем делать дубль ФРС, когда системе просто нужны свои филиалы по всему миру? Те банки, что работают по принципу currency board - валютного управления, а ЦБ России - это currency board? Зачем им эта самая модель ФРС, если в Москве филиал находится? Когда у какого-нибудь бэк-офиса коммерческого банка появляются еще какие-то филиалы, это уже, извините, избыточно.

 

Источник

ruskline.ru

Кому принадлежит Центральный Банк РФ и кто им управляет :: Издательство Русская Идея

После публикации материалов, доказывающих частную природу Федеральной Резервной Системы США довольно часто возникает аналогичный вопрос о Центральном Банке России. Кому же принадлежит печатный станок РФ? Реально? При изучении закона о Центральном банке, в котором данный вопрос хотя и имеет тривиальный ответ, какого-то ясного понимания ситуации не возникает. Возникают другие вопросы. Главным из которых становится – а есть ли у нас вообще такой государственный орган – ЦБ? Некий коммерческий банк "ЦБ" у нас, конечно, есть и он даже может печатать рубли, но вот его функции несколько отличаются от тех, что обычно приписываются центральным банкам независимых государств.

Но сначала вернёмся к основному вопросу. Да, уставной капитал и имущество банка являются федеральной собственностью:

Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Закон о Центральном Банке РФ, казалось бы, ясно даёт понять всё о принадлежности ЦБ. К тому же, Дума назначает по представительству президента Председателя Банка и членов Совета директоров. И тут в порядке. Что же настораживает? А практически та же независимость от Правительства РФ, которая имеется и у ФРС. Скорее прослеживается обратная зависимость – Правительство РФ зависит в своей деятельности от политики ЦБ РФ. Закон явно списан с аналогичного законодательства США по ФРС, за некоторыми важными исключениями, о которых я скажу позже. Сейчас же обратим внимание на фразу, стоящую сразу после установления принадлежности имущества: государство не отвечает по обязательствам банка, банк – по обязательствам государства... Это как? Имущество принадлежит государству и этим имуществом государство не может ответить по своим обязательствам?

Иными словами – государство может стать банкротом даже при огромном золотовалютном резерве. ЗВР неприкасаем! ЗВР есть, да не про нашу честь. Вот о чём говорит эта статья. Ну а про имущество, здание, мебель – это мелочи. Принадлежат они государству, успокойтесь. Уставной фонд в размере 3 миллирдов рублей – тоже. Когда речь идёт о сотнях миллиардов долларов, то такие суммы в расчёт не берутся. Итак, можно констатировать, что закон о ЦБ противоречив по своей сути. Формально являясь федеральной собственностью Центральный Банк, тем не менее, не несёт каких либо обязательств по отношению к государству. И если вдруг государство предъявит к нему какие-то требования, то:

Статья 6. Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

Можно, конечно, не послушаться решений страсбургских судов и использовать ЗВР в соответствии с первой фразой второй статьи закона, однако... ЗВР-то лежит не в ЦБ. Доллары и иную валюту, получаемые за торговлю нефтью и газом в Россию не завозят. По крайней мере в таком количестве. И правильно. Эшелонами бы пришлось возить. Я как-то прикинул – миллион долларов сто долларовыми купюрами – это чемодан. Сто миллионов соответственно – вагон. Миллиард – это уже эшелон в 10 вагонов. Представьте себе перевозку 3-4 миллиардов долларов в Центральный Банк РФ! Примерно на такие суммы увеличивается ЗВР каждую неделю! В течении последних нескольких лет. Кто-нибудь видел эшелоны под охраной, которые бы загоняли в подвалы ЦБ? Не думаю, что сейфы ЦБ вообще рассчитаны на хранение такого количества зелёной бумаги. Соответственно их там и нет. А где же ЗВР?

Во-первых, отметим, что смысла в таком количестве наличных денег нет вообще. Эти деньги представляют собой цифры в банковском компьютере, то есть «безнал». А в каком компьютере? Какого банка? Нашего ЦБ? Очень сомнительно. Их наличие на счетах ЦБ должно быть как-то отражено в международной финансовой системе. Кто же поверит просто так нашему ЦБ, что у него есть эти 289 миллиардов долларов (по состоянию на 13 декабря сего года)? Значит есть где-то там у них на западе Главный Банковский Компьютер, где хранится информация о том, что ЦБ Российской Федерации таки имеет эти деньги. Собственно такая информация и является тем ЗВР, о котором идёт речь, а компьютером тем распоряжается Всемирный Банк и МВФ – две реальные финансовые структуры Мирового Правительства, существования которого многие почему-то так и не могут признать.

Во-вторых, ЗВР не представляет собой даже и деньги. ЦБ РФ перевёл основную часть ЗВР в «ценные» бумаги США, точнее в облигации займа правительства США, которое ещё в марте этого года чуть было не объявило дефолт по этим самым бумагам. И непременно его объявит примерно через 2 года, в 2008 году. Об этом «аналитики» от финансов предпочитают молчать, хотя информация об этом легко доступна и проверяема. В общем итоге «свой» ЗВР ЦБ спрятал так, что государство Россия до него не доберётся ни при каком раскладе. Ну а поскольку тут использованы ценные бумаги США (по которым непременно будет дефолт), то понятно, чьи интересы в данном случае Центральный Банк России в своих действиях отражает. Но и это ещё не всё. В законе о Центральном Банке РФ есть одна статья, которая отличает его принципиально от ФРС, тоже «независимого от государства» банка. Оказывается, что

Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Тут надо пояснить, что эмиссия долларов, производимая ФРС, напрямую связана с предоставлением кредитов федеральному правительству США. Делается это через покупку облигаций займа правительства США на несуществующие ещё деньги. Грубо говоря, в руки ФРС попадают «ценные бумаги» правительства США, а в обмен на счета правительства просто записываются соответствующие циферки. Которых раньше просто не существовало в природе. Эти циферки в банковском компьютере и становятся новыми деньгами. Ими распоряжается правительство США. Это, так сказать, первый этап. Второй этап эмиссии заключается в том, что обычным коммерческим банкам банки из системы Федерального Резерва выдают кредиты под обеспечение уже полученных «ценных бумаг» правительства США. Но с неким увеличивающим коэффициентом. Этот коэффициент составляет обычно от 9 до 16. Такая операция в банкирском сообществе называется «частичным резервированием» и тоже ведёт к увеличению общей денежной массы. Наличные же доллары печатают при списывании соответствующих безналичных сумм. Так дело обстоит в США.

Что же мы имеем в России? Абсолютно иную систему. Центральный Банк РФ не имеет права кредитовать Правительство России ни при каких условиях и соответственно этот механизм ввода денег в экономику выключен вообще по действующему закону. Как же вводятся в обращение рубли? Через покупку иностранной валюты, то есть тех же долларов. Сколько долларов положит в свою копилку ЦБ на столько он и напечатает рублей и пустит их в оборот. Всё это происходит через валютную биржу. В результате рублёвая масса напрямую привязана к долларовой. Можно считать, что рубли – это те же доллары, что «лежат» в ЗВР ЦБ, но перекрашенные в другие цвета и цифры на них стоят с определённым коэффициентом. Этот коэффициент слегка меняется со временем, но не сильно. По закону опять же ЦБ просто обязан поддерживать постоянный курс рубля. По отношению к доллару естественно. Таким образом, наша финансовая система становится лишь неким региональным отделением финансовой системы ФРС.

Этот факт даже может быть не воспринимаем на сознательном уровне самим руководством ЦБ, такое положение возникло как бы само собой... Принципиальным в данной ситуации является то, что нужды отечественной экономики в денежной массе полностью поставлены в зависимость от экспорта, приносящего на валютную биржу доллары. Сколько наторговали нефтью – столько и денег в экономике. Реальное производство внутри страны и товарная масса на внутреннем рынке в данном сценарии не рассматриваются. Одним из результатов такого подхода является инфляция – рост товарной массы внутри страны не поспевает за экспортом сырья. Долларов поступает слишком много, соответственно под них печатается слишком много рублей. Чтобы как-то ликвидировать инфляцию при данном механизме эмиссии нужно либо сокращать экспорт, либо импортировать больше западных товаров. Либо уж постоянно увеличивать курс рубля.

Все эти варианты имеют свои отрицательные последствия за исключением одного – импорта средств производства и технологий. Только такая «трата» долларов может обернуться на внутреннем рынке ростом производства товаров и, соответственно, уменьшением инфляции. Но кто же нам даст тратить ради этого ЗВР? В этом вся проблема. Очевидно, что такая ситуация свидетельствует о подчинённом положении российской финансовой системы по отношению к международной финансовой системе, и к её основному ядру – ФРС. Очевидно так же то, что такое состояние искусственно и внедрено агентами влияния Запада в лице Геращенко и других деятелей от финансов. Прикрываясь якобы независимым и свободным от государственного вмешательства финансовым устройством, на деле была реализована полностью подчинённая Западу инфраструктура финансов России. Да иначе и не могло быть при «реформаторе» Ельцине.

Для обхода проблемы «независимости от государства» ЦБ и его ЗВР при правительстве был создан Стабилизационный Фонд. Однако и его деятели от финансов смогли убрать подальше – трансформировали сначала в валюту, а потом и в «ценные бумаги» США. Естественно опять он превратился в циферки на Главном Банковском компьютере где-то во Всемирном Банке. Которые при случае можно и «заморозить». Интересно, что в проекте постановления правительства «о порядке инвестирования средств Стабфонда» Минфином было предложено, что средства Фонда можно будет вкладывать в ценные бумаги «правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США». Интересен тут даже уже не смысл постановления, а порядок стран. Страны перечислены в порядке алфавита, только не русского, а ... английского. Соответственно проект постановления в оригинале был написан на английском языке, а Минфином был выдан на подпись Фрадкову только перевод. Переводчик Минфина не стал переставлять страны в порядке русского алфавита. Соответственно и само подписанное Фрадковым 21 апреля сего года постановление содержит вполне прозрачные улики - постановление готовилось явно не в Минфине. В Минфине сидит лишь не очень умный переводчик. Текст постановления широко цитировался прессой, а его следы вместе с ошибкой переводчика есть и на сайте Минфина.

Кстати говоря, средства Стабфонда будут размещаться на Западе под видом средств Центрального Банка России. Финансисты боятся, что счета правительства РФ могут арестовать (уже были случаи попыток арестов имущества РФ - кораблей, самолётов...). А вот счета ЦБ вроде как не могут. Поскольку ЦБ РФ – это уже не госструктура и нести ответственность за государство оно не может. Чисто юридически. Вот так. Может просто не иметь такие счета за границей? В таком астрономическом объёме? Либо уж иметь под рукой ответный рычаг шантажа? В законе о ЦБ есть ещё несколько важных моментов, говорящих о том, что к государству данная организация имеет весьма косвенное отношение. Прежде всего это статья о прибыли. ЦБ, если следовать логике закона о нём – коммерческий банк. У него есть прибыль, которая образуется из любых форм его деятельности включая сеньорадж – прибыль от непосредственной эмиссии денег. Эта прибыль не поддаётся контролю государства и не идёт в государственный бюджет. Именно этот факт был использован в судебных материалах о ФРС в качестве доказательства его частной природы. Можно ли этот факт использовать по отношению к ЦБ? Естественно.

К нему можно добавить и то, что заработная плата работников ЦБ определяется его же Советом директоров. Почему бы себе не назначить зарплату в миллион долларов? Или я мелочусь? Конечно, реальное присвоение капиталов происходит несколько сложнее, всё-таки неудобно назначать себе зарплату фантастических размеров на виду у всех, но тут важен основной принцип. Историю законодательства о ЦБ я рассматривать не буду. Отсылаю к книге В.В.Мартыненко «Неизвестная политика Банка России». Из неё понятно, что ЦБ имеет сильнейшее лобби в госдуме. И принятие законов о ЦБ, как и в США происходит примерно по одинаковому сценарию - коррупционному. Единственное, что тут надо отметить – это попытку Путина национализировать Центральный Банк РФ в 2000 году. Дума не дала. Даже «партия власти» - единороссы не поддержали в этом Путина. Вообще никакие партии не поддержали, включая КПРФ. Что заставляет задуматься о политической природе наших партий вообще.

Понятно, что история с ЦБ ещё не закончена. Последние события вокруг ЦБ говорят о том, что какие-то процессы тут идут. И попытки действующей власти поставить под контроль государства этот "государственный" орган ещё будут. Думаю, что поддержать её в этом просто необходимо. Что же у нас получилось в итоге? Правительство не может распоряжаться ни ЗВР, ни какими либо ещё активами Центрального Банка России. По закону ЦБ даже не имеет права кредитовать правительство, что самое смешное и трагичное. По существу ЦБ взял на себя лишь обязанности валютного обменного пункта и, тем самым, поставил финансовую систему России в зависимость от международной финансовой системы с ядром управления в Федеральном Резерве США. Правительство во избежание ситуации дефолта было вынуждено создать Стабилизационный фонд, который умники из Минфина опять же сумели увести из под контроля правительства переведя его средства в валюту и ценные бумаги на счета Всемирного Банка под видом средств ЦБ РФ. Правительство снова оказалось в нестабильном положении - при неожиданном снижении ежемесячных поступлений от налоговых органов и таможни бюджетники могут остаться без зарплаты, а работа всего государственного аппарата парализована. Ну и конечно для реальных инвестиционных проектов копеечного Инвестиционного фонда под контролем умника Грефа явно маловато.

И на днях у правительства появились "новые" идеи - будет создана новая госкорпорация под громким названием "Банк внешнеэкономической деятельности и развития Российской Федерации". Это будет не простой банк. Он не будет давать кредиты физическим лицам и не будет иметь прибыли. Он будет давать только беспроцентные долгосрочные кредиты юридическим лицам на сроки более 5-10 лет. "Но самая главная особенность Банка развития в том, что он, в отличие от других банков, не будет подчиняться Центробанку. Его сможет контролировать только правительство. Центробанк не сможет его даже проверять, что специально оговорено в законопроекте." Правда и для его создания придётся принимать особые законы. Удастся ли преодолеть лобби ЦБ в Думе?

В продолжение темы ЦБ. Можно усомниться, что ЦБ вообще является государственной структурой. Основная причина - независимость его от государственных органов власти. А юридически это закреплено в законе о ЦБ во второй статье, где сказано, что ЦБ не отвечает по долгам государства. Для юристов любой страны это означает полную независимость данного органа от государства. Ибо имущественные отношения в данном вопросе определяющи. ЦБ не принадлежит государству, поскольку государство не может распоряжаться собственностью ЦБ.

Чтобы всем было понятно, уточню - золото-валютные резервы ЦБ вне досягаемости государственных органов власти. Это верно, даже если органы власти назначают управляющих менеджеров данной организации. В качестве примера взаимоотношений ЦБ с высшим органом власти в стране - Государственной Думой можно привести совершенно ошеломляющий пример. Это намерение Счётной палаты провести проверку деятельности ЦБ. Это произошло сразу после убийства зампреда ЦБ Козлова. Но оказалось вдруг, что без разрешения Национального банковского совета это проделать невозможно! Председатель этого органа - глава Минфина Кудрин. Кудрин стал грудью на защиту ЦБ и он оказался главнее председателя Счётной палаты Степашина. Хотя на днях разрешение всё-таки было выдано:

Национальный банковский совет (НБС) на ближайшем заседании одобрит проведение Счётной палатой проверки финансово-хозяйственной деятельности Банка России, сообщил в пятницу депутатам Алексей Кудрин, являющийся председателем НБС. «Это подразумевает, что ЦБ подконтролен парламенту», – пояснил министр.

Последнее уточнение весьма знаменательно. Банкиры обеспокоились, что независимость ЦБ станет заметна общественности и разрешили таки проверку. На самом деле речь не идёт о какой-то полной независимости ЦБ. Не подчиняясь российским органам власти, ЦБ вполне подчиняется международным финансовым структурам Мирового Правительства - Всемирному Банку и МВФ. Кудрин, обслуживающий интересы этих западных финансовых структур, реально управляющих российской финансовой системой, просто попытался очередной раз скрыть данный факт. В прошлой статье я привёл некоторые данные, проясняющие эту ситуацию.

Последний факт - это вывод Стабфонда из-под контроля правительства и поиски для него иностранного управляющего. Всё это под предлогом эффективности его использования. При этом наиболее эффективный способ - инвестиции в российскую экономику почему-то не упоминается вообще. Точнее его обсуждения всячески избегают под предлогом возможной инфляции. Глупее повода не придумать! Ведь инвестиции прежде всего означают покупку современного оборудования за границей. Деньги пойдут на товарный рынок Запада. А в России это обернётся ростом товарного производства - лучшего средства от инфляции. Даже если покупать оборудование непосредственно в России, это всё равно обернётся ростом товарной массы на 15-20% больше инвестированного капитала. Это опять снижение инфляции. Кто-то "особо одарённый" в финансовых делах возможно скажет, что Стабфонд в рублях и потратить их за границей не возможно без конвертации в валюту. А конвертация прибавит рублей на внутреннем рынке и снизит курс рубля и добавит инфляции. Опоздали! Уже конвертировали. И снизили и добавили.

Более того, прежде чем эти деньги конвертировали в доллары их сначала конвертировали из долларов в рубли. Поскольку это налог с экспорта нефти, идущей до сих пор за доллары. То есть прежде чем попасть в Стабфонд, эти деньги были напечатаны ЦБ для скупки излишков долларов на валютной бирже, куда те попали от торговли нефтью. И вот эта политика ЦБ уж точно ведёт к инфляции. Может надо было брать налоги прямо в долларах? Оцените шутку...

Но вернёмся к проблеме ЦБ. Кое-кто до сих пор не понимает ситуации вокруг ЦБ. Ещё в 2000 году Путин пытался национализировать ЦБ, но его инициативы не прошли Госдумы. Ни одна партия его не поддержала. А Путин сам писать законы не имеет права. Он президент, а не царь. И по закону ЦБ у нас - независимая организация. Однако борьба за ЦБ всё же идёт. Закон о ЦБ периодически подвергается редакции. Например в 2003 году, после длительных боёв трёх сторон - Думы, правительства и ЦБ некоторые мелкие полномочия Совета Директоров ЦБ переползли в Национальный Банковский совет, который можно всё-таки хоть как-то считать государственным органом. Но в чём тогда была интрига?

"До того, как поправки в закон взяло под свой контроль правительство, депутаты предлагали лишить ЦБР независимого статуса."

То есть, "поправки ко второму чтению передавали НБС стратегические функции Совета директоров Центробанка, однако ЦБР удалось убедить правительство и депутатов не принимать такие изменения в закон." Надо тут отметить опять же, что главным защитником ЦБ был и остаётся член правительства и глава Минфина Кудрин. Будучи главой Национального Банковского Совета, он, однако, не очень стремится увеличить свои полномочия по управлению Банком России. И это заставляет задуматься... Задуматься заставляет и следующий факт - ещё в 2002 году Совет федерации, будучи за изменение статуса ЦБ наложил вето на обсуждаемый закон, но депутаты нижней палаты это вето преодолели - "при необходимых для принятия решения 300 голосах за преодоление вето проголосовали 389 депутатов, против проголосовал 1, воздержался 1".

Интересны поправки к закону, которые таки внесли в закон депутаты Думы в 2002 году (в закон вошли уже в 2003-м).

1. "Органами управления Банка России являются Национальный банковский совет, совет директоров ЦБ и председатель Банка России."

2. "В федеральный бюджет ЦБ будет перечислять 50% фактически полученной прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и утверждения годовой финансовой отчётности."

То есть именно тогда отобрали у ЦБР часть независимости и наделили НБС некоторыми функциями управления. Но самое главное - отобрали 50% прибыли! Это налог такой - "пополам" называется. Печатаешь деньги, так хоть половину государству отдай. То, что прибыли у печатного станка не должно быть в принципе, до депутатов как-то не дошло. Но и 50% - уже победа.

Интересно так же поведение некоторых лиц при обсуждении: "Поправки были приняты, несмотря на возражения нового руководителя ЦБ Сергея Игнатьева, присутствовавшего на этом заседании, и министра финансов Алексея Кудрина. Правительство, в частности, возражало против наделения НБС "управляющими" функциями, настаивая, что они должны быть только контрольными. Такого же мнения придерживается и глава бюджетного комитета Александр Жуков"

"Правительство" тут, надо полагать, было представлено мнением Кудрина. Очень не хочет данный господин, чтобы в дела ЦБ вмешивалось государство. Даже в лице лично его, министра финансов Кудрина. В истории закона о ЦБ есть ещё один важный момент - это борьба ЦБ за усиление контроля над российскими коммерческими банками. Если бы ЦБ был безусловно государственным органом, то я только приветствовал бы такое стремление. Однако здесь ситуация иная и в ней стоит немного разобраться. А для этого придётся окунуться немного в историю возникновения коммерческих банков России.

Некоторые возможно помнят времена шоковой терапии по рецептам Гайдара, внука великого писателя, создавшего светлый образ Мальчиша-Кибальчиша. Этот внук оставил по себе далеко не самые светлые воспоминания. Моя тёща, врач областной больницы, помнит как получала зарплату мешками сахара. А тесть тогда получал зарплату на заводе не деньгами, а талонами в местный магазинчик. Финансовая система государства в результате реформ вдруг оказалась парализована. Промышленные предприятия, до этого вполне нормально работавшие вдруг оказались совершенно без денег. Настолько, что нечем было платить зарплату. Шок был настолько сильным, что некоторые руководители предприятий не выдержав картины гибели своих предприятий кончали жизнь самоубийством. Намеренно или нет были остановлены финансовые потоки - это большой вопрос, но то, что это произвело эффект получше атомной бомбардировки - непреложный факт.

Тем не менее, не вся экономика тогда умерла. Финансовое оружие хотя и нанесло огромный урон экономике, не уничтожило её полностью. Временное решение было найдено - бартер. Деньгами стали сами товары - дерево, уголь, нефть, сахар, мука... И не все, но многие предприятия продолжали работать. Следующим шагом по решению проблемы организации торговли в условиях разрушенной финансовой системы было создание коммерческих банков. Да, да. Предприятия сами создавали свои собственные банки! А что делать, если действовавшие тогда банки отказывались их обслуживать? Так и возникли Газпромбанк, Стройбанк, Судостроительный Банк, Сибакадембанк, Агропромкредит Банк, Желдорбанк... Даже Сибирская Академия Наук была вынуждена создать свой банк, чтобы платить научным сотрудникам зарплаты вовремя!

Конечно, тут не обошлось и без частных корыстных интересов, деньги есть деньги. Однако российская экономика выжила благодаря этим банкам. Факт есть факт. Нельзя сказать, что интеграция банков и промышленных предприятий - есть какое-то изобретение российской экономики эпохи гайдаровских реформ. Вовсе нет. Развитие южнокорейских корпораций - чеболей и японских сюданов как раз связано с возникновением особого типа финансово-промышленных групп. Эти группы, включая в себя и финансовые структуры, становились независимыми от внешней банковской системы, что добавляло им устойчивости и эффективности в использовании имеющегося капитала. Многие западные ТНК так же имеют в своём составе финансовые институты, что тоже увеличивает их конкурентоспособность. Естественно такое положение не устраивает предпринимателей от чисто финансовых кругов. Финансовые потоки замыкаются внутри промышленных корпораций не давая обычным банкам получать свою долю прибыли.

К примеру, "согласно обследованию предпринимательских объединений, удельный вес сделок внутри сюданов в объёме продаж компаний обрабатывающей промышленности, входящих в сюданы, составляет 20,4%." Деньги вращающиеся внутри промышленных объединений перестают приносить прибыль денежным монополистам и потому становятся основной мишенью для их атак. А вот этот факт уже может нам объяснить и политику ЦБ в отношении коммерческих банков. Я пока не могу утверждать наверняка, что целенаправленная деятельность именно ЦБ привела в начале 90-х к параличу российской экономики. Этот факт ещё требует своего изучения. Но то, что творится с лицензированием коммерческих банков явно вызывает подозрения в каких-то скрытых мотивах. И письма арестованного Френкеля эти подозрения усиливают.

То, что ЦБ устроило бойкот российской экономике видно и по другому факту. ЦБ отказывается её кредитовать вообще! Нет, явного запрета никогда не существовало. Однако процент по кредиту был такой, что только сумасшедший мог брать кредит на таких условиях. Такие, конечно, находились, но на экономику в целом это никак не влияло. Как дело обстоит сейчас? Российская экономика получила доступ к кредитам. Но за границей! На сегодняшний день российские предприятия задолжали порядка 140 млрд. долларов западным банкам. Почему западным, а не российским? У наших денег нет? Вроде есть - ЗВР более 300 млрд. ЦБ мог бы использовать часть ЗВР на кредиты российским предприятиям. Но предпочитает его держать на западных счетах. Западные же банки, учтя все риски, дают нашим предприятиям кредит на приемлемых условиях. Возможно, используя при этом наш же ЗВР.

В связи со сказанным можно ещё добавить некоторой информации для размышлений. Одним из основных кредиторов российских предприятий является нидерландский банк ABN Amro. Именно он в основном кредитует Газпром, Роснефть и другие ведущие предприятия России. Недавно Роснефть собрала с помощью этого банка кредит в 22 млрд, чтобы поучаствовать а аукционе по распродаже ЮКОСА. ABN Amro делал оценку Белтрансгаза. Это крупнейший банк (чистая прибыль более 5 млрд. евро), но у этого банка нет каких-то крупных акционеров. Крупнейший - Хедж-фонд The Children's Investment Fund, владеет чуть более 1% акций. И этот фонд ведёт сейчас войну против банка. Стоит так же вспомнить и скандал в США, где банк обвинили в отмывании "грязных" российских денег и практически вынудили уйти с финансового рынка США. Сейчас обсуждается покупка этого банка британскими банкирами из корпорации Barclаy’s. Не хотят ли эти банкиры получить в результате контроль над российским финансами? Или я излишне подозрителен?

Максонhttp://malchish.org/index.php?option=com_content&task=view&id=113&Itemid=1

См. также статьи о ФРС в нашей Библиотеке.

Поделиться новостью в соцсетях

 

rusidea.org